сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

И. Л. Финкель

4. Синтез формы и цвета в творчестве А. С. Пушкина

Евреи не могут отказаться от учения Тора, и не могут отказаться от творчества А. С. Пушкина. Каждый человек открывает в поэзии А. С. Пушкина созвучные ему мысли, близкое себе. И автор книги открыл для себя своего Пушкина. «Вот уже смотришь, Пушкин — серб или молдаван. В другой раз смотришь — уже Пушкин так и разговаривает как жид», — писал А. С. Пушкин.

Автор спокойно относится к тому, что Пушкин назвал евреев жидами. Так было принято в то время. И к тому же Пушкин не знал, что китайцы называют евреев «ютай» или «ютайжэнь» (猶太人 в традиционном написании). Первый иероглиф (yóu) означает «всё ещё», «несмотря ни на что», «вопреки», «по-прежнему». Второй иероглиф (tài) означает «великий». Третий (rén) означает «человек», «народ». Хотя название это дано по созвучию, но китайцы всегда уделяют большое внимание подбору иероглифов для таких названий. Получается, что всё вместе означает примерно «как ни крути — великий народ». Это слово просто невозможно произнести злобно, как польское «жид». В Польше негативно относятся к евреям и это зафиксировано в слова «жид». А в Китае, цивилизации древнее Польши, дружелюбно относились и относятся к евреям и в слове «ютай» слышится уважение к еврею. Мысль превращается в слово, символизирующее единственность, истинность. Человек сам выбирает, как ему действовать: в соответствии с Законом вечности, или руководствуясь эмоциями.

Чтобы, несмотря ни на что, оставаться великим народом, как это завещано пророками, надо мыслить по-еврейски, диалектически: видеть противоречия и разрешать их, попадая в Закон вечности (кругооборот энергии), объединять крайности в единое целое, «наводить мост через бездну», генерировать плодотворные идеи, развивающие жизнь.

Суть еврейского мышления в умении входить в новое пространство, расширяя существующее жизненное пространство, открывать новый мир, «новое небо», «новую землю». Процесс обновления всегда присутствовал у евреев: новая вера вместо язычества, новое небо, новая земля, обновление психики путём замены имени и т.д. Еврейское мышление ориентировано на самоформирование ценностей в увязке с традицией. Во всё вкладывается всечеловеческий смысл, всё направлено на переход от старого порядка к новому порядку, в котором царствует совершенство, гармония, равновесие. Всё направлено на развитие жизни. У евреев свобода — это свобода от невежества, зла. Это творческая свобода. Нравственные нормы не привносятся извне, а составляют неотъемлемую часть мироощущения. Зло не стоит того, чтобы о нём много говорить. Не интересно. Зло — это отсутствие добра. Зло не развивает жизнь.

А. С. Пушкин мыслил диалектически. Он не был куклой в строю, когда человек выполняет навязанные ценности извне, не был рабом, молча подчиняющимся власти. Пушкин был парадоксальным поэтом, человеком больших мыслей. И там, где он отступал от логики правильного мышления, ему не удавалось даже закончить задуманное. Например, он не закончил поэму про прекрасную Юдифь. Мне представляется, что это произошло потому, что поэт не смог разрешить противоречие «зло — добро». Пушкин не сумел показать обновление психики (сознания) Олоферна. Владыка Олоферн и военачальник Ахиор были настроены на зло. Зло само себя наказывает. Прекрасная Юдифь убивает полководца ассирийского царя Навуходоносора Олоферна, осадившего иудейский город. Добро не совместимо со злом. Необходим был переход в новое пространство, но Пушкин его не видел. Приступив к поэме, поэт не проанализировал факт на соответствие Закону вечности. Действия Олоферна не попадали в Закон вечности. А.С. Пушкин изучал Ветхий Завет, а в 1828 стал изучать древнееврейский язык, чтобы, читая в оригинале, докопаться до корней еврейского мышления, но не успел.

Противоречие не лежит на поверхности. Его надо выявить. К чести Пушкина надо сказать, что ему удалось выявить такие противоречия, как:

  1. «устойчивость — первое условие общественного благополучия. Как это согласуется с непрерывным совершенствованием?»
  2. вольность — свобода;
  3. самодержавие — державность;
  4. форма и звук;
  5. и другие.

Д.С. Лихачёв считал, что «тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждое мгновение жизни, в каждой песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл». Пушкин совмещал глубинное видение проблемы со вселенским видением. Не случайно Пушкина император Николай I считал «умнейшим человеком России».

Пушкина при жизни называли мудрецом и одновременно «низкопробным рифмоплётом по сравнению с Державиным». Л. Н. Толстой скажет, что его талант направлен против народных идеалов, что Тютчев и Хомяков глубже и содержательнее Пушкина, и в то же время говорили о том, что народная тема в творчестве его занимает главное место, что Пушкин обладал «безоговорочной светоносностью» (что характерно для людей диалектического, творческого мышления) и в то же время в гимназиях его не изучали. В 20-е годы XIX века самым знаменитым поэтом был Апухтин. Но кто сегодня знает Апухтина? Никто. А Пушкин вошёл в вечность, потому что его стихи попадали в Закон вечности.

Пушкин был с декабристами — и не был декабристом. Пушкин был масоном и не был масоном. Вся жизнь Пушкина наполнена парадоксами, противоречиями. О Пушкине написано много и, кажется, уже нет «белых пятен». Однако «белые пятна» есть. Необходим сборник тез и антитез Пушкина. Эта ниша свободна. Взять форму и цвет, или форму, цвет и движение в пространстве. Как это отражается в творчестве поэта? Это интересная тема для исследования.

Каждый народ любит свой цвет. Чуваши любят чёрный цвет, русские любят красный и белый цвета, северные народы — зелёный, африканцы — белый, евреи — бело-голубой цвет и т.д. Цвет — это определённый символ, несущий функциональную нагрузку, отражающий традиции того или иного народа. Разнообразие цветовых ощущений отражает разницу мировосприятия, а нужно, чтобы мировосприятие попадало в Закон вечности (кругооборот энергии), а не было результатом эмоций. Подсчитано, сколько раз Пушкин использовал слово «любовь» (630 раз), а вот сколько раз он использовал слова «красный», «белый» — не подсчитано. И никто не знает, какой же любимый цвет у Пушкина. Эволюция человека идёт по обеспечению полноценной работы обоих полушарий мозга, по пути синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве, а исследователи творческого мышления поэта говорят только о форме (мысли) и поэтическом мастерстве.

Утверждают, что человек воспринимает информацию по жёлто-зелёному и красно-голубому каналам восприятия, но это не адекватно отражает логику мышления. Автор считает, что логичнее утверждать, что есть красно-зелёный и жёлто-голубой каналы восприятия. Это согласуется с традициями восприятия цветов. А вот евреи тверды в своём мнении и признают только бело-голубой цвет. Здесь скрыта мудрость, которую надо познать. У русских красный и белый цвета символизируют жизнь и смерть одновременно. У евреев белый и голубой цвета символизируют свет знаний и грядущий мир гармонии (мир Малхут). Национальная идея у евреев (идти к свету, к гармонии) попадает в Закон вечности (кругооборот энергии). Автор в картине мира (рис. 7) отразил последовательность цветов, попадающих в Закон вечности.

Человек слышит 10%, а видит 50%, да к тому же использует неправильно цветовую «картинку». При речевом общении зачастую воспринимается форма (логика), а мысль не всегда улавливается. Человек мыслит «картинками». Чтобы согласовать слуховой и зрительный каналы восприятия, согласовать цветовые ощущения, чтобы повысить ресурс восприятия, необходима плакатная технология мышления (рис. 7).

Слово объединяет не только смысл, ритм, рифмы, поэтический образ, философское обобщение, цвет, пространственную ориентацию, но и апеллирует к читателю (слушателю). происходит расширение пространства за счёт ресурсов читателя (слушателя): подключается мозг читателя (слушателя), который также синтезирует форму, цвет и движение в пространстве. Зрительная информация позволяет уяснить смысл. Плакатная технология позволяет яснее понять смысл, увидеть направление развития мысли. Автор проанализировал стихотворения А. С. Пушкина, использовав плакатную технологию мышления.

Человек формирует сгусток энергии, который люди назвали «ангелом». Пушкин говорил о «шестикрылом ангеле, который приходит к нему на перепутье». Это явный намёк на гексаграмму , которая является основой «шестиугольного мышления», известного на Востоке испокон веку. Владея этим инструментом мышления, человек постигает мысль, спрятанную в глубине противоречий. В точке 2 (рис. 7) происходит «сшибка» противоречий. Рождается мысль (идея). Подобно кругам на воде, возникающим при бросании плоского камня, волны идут в направлении к точке 4. Человек переносит мысль из одной точки пространства в другую. В точке 4 рождается истина, которая конкретна. Пушкин прикоснулся к истине, которая находится вдалеке и совершается без участия человека. Поэтому он и стал великим поэтом. У Пушкина мы находим не только синтез формы (мысли) и звука, но и синтез формы (мысли) и цвета. Рассмотрим синтез формы (мысли) и цвета в стихотворении «К Чаадаеву», используя рис. 7.

В 1818 г. юный Пушкин пришёл к своему другу писателю Павлу Катенину, возглавлявшему литературно-театральный кружок в Петербурге, учиться поиску новых путей к совершенству. Катенин был связан с революционным подпольем. Общение Пушкина с Катениным привело к созданию стихотворения «К Чаадаеву». «Хорошие стихи не так легко писать. Стихи должны быть выстраданы» (А. С. Пушкин). Ещё раньше Пушкин написал оду «Вольность», где раскрывает разницу между вольностью и свободой. Пушкину 19 лет, но он уже выступает как пророк и провозглашает падение самовластья и приход нового порядка.

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Но в нас горит ещё желанье,
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Ключевые слова в поэтическом пространстве распределены по схеме адекватно рис. 7.

(1) «Нежил обман», «юные забавы», «сон», «утренний туман» (сложившийся порядок жизни, красный цвет — цвет огня, «гнёт власти роковой») (5) «Любви, надежды, тихой славы» (зелёный цвет — цвет жизни)
(2) «Горит желанье», «нетерпеливою душой», «отчизны призыванье», «ждём с томленьем упованья», «свободою горим», «сердца для чести живы», «отчизне посвятим прекрасные порывы» (способность к обновлению порядка — жёлтый цвет) (4) «Минута вольности святой», «любовник молодой», «взойдёт звезда пленительного счастья», «Россия вспрянет ото сна» (молодой порядок — голубой цвет будущей жизни)

Цвет входит в систему символических значений. Как видим, стихотворение является цветостихом (стихом с «цветными» словами), но цвета представлены в скрытой форме и их нужно додумывать. «Рок» символизирует огонь, смерть. «Горим» символизирует жёлтое пламя. «Слава» символизирует зелёный цвет (цвет лаврового венка). «Звезда» символизирует голубой цвет. Цвет придаёт яркость словам. Но почему Пушкин не использовал цвета? Очевидно, он хотел, чтобы читатель (слушатель) сам додумался.

Еврейское мышление предполагает генерирование идей по развитию жизни, а не веру в чудо. Чудес не бывает. Без генерирования идей жизнь теряет смысл. Пушкин всё время обновлял психику (сознание), переводил его на высший уровень, генерировал идеи. Пушкин в своём лице соединял крайности, был независим от власти, хотя власть не баловала и даже преследовала. Независимость его имела глубокие корни, и к тому же у Пушкина были более крепкие связи с евреями, чем мы привыкли думать. Посудите сами. Прадед Пушкина Абрам Петрович Ганнибал — выходец из Эфиопии и жил в эфиопско-семитской среде, где было сильно влияние еврейской общины. «Ганнибал» означает «милостивый властелин». Эфиопский язык входит в семито-хамитскую семью языков, так же как иврит. Пушкин знал легенду о том, что эфиопские цари ведут своё происхождение от сына царя Соломона и царицы Савской. Поэт рос в литературной среде, где ценились стихи, поощрялось новаторство, уважали евреев, и знали, что согласно еврейской традиции поэты считаются мудрецами. Поэтому отношение Пушкина к мудрости трепетное. В семье поощрялась творческая свобода. В семье часто обсуждались приёмы построения поэтического пространства, синтез формы (мысли) и звука. Отец поэта питал интерес к отечественной словесности. Дядя по отцовской линии писал стихи. А.С. Пушкин начал писать стихи с 13 лет, а к 19 годам был настолько зрелым поэтом, что сумел написать пронзительные стихи: оду «Вольность» и стихотворение «К Чаадаеву», определившие его судьбу и оказавшие большое влияние на народ. Это был подвиг юноши, сделавшего вклад в развитие жизни. Сознавая, что наказание за дерзость неизбежно, он всё-таки изобличает власть. Наказание быстро последовало. Пушкин был выслан на юг, лишён права видеть мир, но вопреки всему стал великим поэтом, потому, что попал в Закон вечности (кругооборот энергии). Мысль — это форма энергии. Энергия не исчезает. Меняется форма энергии. Истина — это совершенная форма энергии. В стихотворении «О себе» Пушкин писал:

«Великим быть желаю
Люблю России честь
Я много обещаю
Исполню ли? Бог весть.»

Поэт — сын гармонии. Он живёт стихами, приводит в гармонию слова и звуки. Не случайно поэтов называли мудрецами. Пушкин был поэтом больших мыслей, владел чувством лада. Лад (от языческого бога солнца) означает установление порядка, согласия между крайностями. «Всё к чему-то мы стремились» — писал Пушкин. Он стремился к гармонии мира.

А. С. Пушкин не ограничивался пространством поэзии. Он переходит из мира поэзии в мир прозы, в мир журнальной деятельности и всё время расширял своё жизненное пространство. Он основал журнал «Современник». Пушкин говорил: «Чти правду и закон, содействуй благу света».

У евреев великими людьми называются только праведники, которым присущи следующие способности:

Пророчество — это вхождение в новый мир. И мы видим, что всё это присутствует у А.С. Пушкина. Пушкина смело можно назвать праведником.

Пушкина всегда тянуло к евреям. Другом поэта был П. А. Вяземский, потомок еврея Шафирова, награждённого баронским титулом самим Петром I. Поэт всю жизнь носил перстень с надписью на древнееврейском языке, подаренный Волконской. И это нельзя считать причудой поэта. Пушкин мечтал перевести Иова в подлиннике и поговорить с «человеком из бури», по словам Пушкина, с Богом (здесь не присутствует Богочеловек, а присутствует «буря», т.е. «сшибка» противоречивых потоков энергии). А. С. Пушкин восхищался псалмами Давида, изучал Экклезиаста. Его волновали образы пророков, мудрецов. Пушкина интересовали библейские герои. Поэт не отделял себя от еврейской культуры. Иов — это библейский персонаж, символ беспредельного страдания и терпения. «В старцах мудрость и в долголетних разум» (Иов). Пушкин понимал, что такое разум и мудрость. Разум — это способность видеть противоречия. Мудрость — это способность разрешать противоречия.

Пушкин обладал знаниями поэтики как науки. Стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи). Строфа — это ритмическая единица. Строфы отделяются друг от друга пробелами. Стихи состоят из одинаковых стоп (повторяющихся групп ударных и безударных слогов). Отдельные стихи связываются по смыслу, по ритмическому родству, посредством звукового повтора. Предел для слухового восприятия — 14-стишие, и нужно усилить этот ресурс. В поэтике различают метрику, ритмику, строфику, интонацию. Для достижения функционального эффекта в восприятии информации поэты применяют ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест, при этом комбинируя по разному ударные и безударные слоги. Во времена Пушкина писали октавы пятистопным или шестистопным ямбом. И Пушкин писал в стихотворении «Домик в Коломне»: «Четырёхстопный ямб мне надоел». Он хотел перейти на пятистопный или шестистопный ямб. Октава пришла из итальянской поэзии. В русских октавах, в отличие от итальянских, соблюдается правило чередования рифм: октава начинается и оканчивается однородной рифмой (женской или мужской). В русском стихосложении использовался 6-стопный ямб с цезурой после 3-4 стопы. Пушкин любил цезуру (паузу) посреди стихотворения на 2-й стопе. Поэт любил маневрировать женскими и мужскими слогами подобно полководцу. Об этом он также писал в стихотворении «Домик в Коломне». Менялись детали, формы, вносились изменения внутри поэтического пространства-«поля», изобретались новые слова (например, слово «самостояние»). Пушкин был новатором в поэзии. Слова же стихов предназначены человеку. Цвет придаёт яркость словам. Поэт и читатель вместе образуют систему. Понять необходимость синтеза формы, цвета и движения в пространстве поможет следующая схема (рис. 9).


рис. 9. Схема взаимодействия систем «поэт» и «человек».

Усилить стихи можно цветными рисунками. Но в структуре мозга работают три разные области, обрабатывающие автономно форму (мысль), цвет и движение в пространстве. Происходит синтез и формируется общая «картинка». Отказ какой-то области ведёт к искажению «картинки». Структура — это закономерная устойчивая связь между элементами внутри концептуального пространства. Системы «поэт» и «человек» взаимодействуют между собой и образуется новое поле, новое концептуальное пространство. Не все элементы задействованы во времени, и не всегда проявляются в явной форме. На рис. 9 линия I — это синтез формы (мысли) и звука, линия II — синтез формы (мысли) и цвета. Не вызывает сомнений, что умелое использование всех внутренних ресурсов (формы, цвета, движения в пространстве) позволит повысить функциональный эффект, повысить восприятие информации, перевести психику (сознание) человека на высокий уровень. Синтез формы (мысли), цвета и движения в пространстве в поэзии А. С. Пушкина до конца не раскрыт и эта тема ждёт своего исследователя. Пушкин черпал силу в вере в справедливость, в превосходство добра над злом. Он стремился добиться звучания, пронзительности, доступности стихов. Чтобы учесть «движение в пространстве», нужно попасть в Закон вечности (кругооборот форм энергии). Для этого нужно освоить плакатную технологию мышления (рис. 7), и предвидеть переход на новый виток гуманизации человечества, и войти в новый мир.

Для А. С. Пушкина был важен «дух просвещенья». Он стремился к тому, чтобы человек отождествлял себя с целью стиха, осознавал значимость поэзии для жизни, увязывал свои действия с общечеловеческими ценностями: свобода, справедливость, закон. Мысли Пушкина питали идущих за ним людей и питают сейчас.

Не существует систем, в которых бы не было противоречий. Изобретательская мысль должна присутствовать всегда. Дух Пушкина, дух творчества витает в воздухе и сегодня. Развитие человека (народа) — это перевод психики (сознания) на высший уровень.

«Произведение искусства только тогда есть произведение искусства, когда оно вносит новое чувство в обиход человеческой жизни» (Л. Н. Толстой).

А. С. Пушкин формировал культуру в России, позитивно влиял на взаимодействие конкретного человека и общества.

В поэзии всех народов есть положительные особенности. Так, в еврейской поэзии соблюдается принцип: каждый последующий стих должен повторять мысль предыдущего стиха, но в несколько иных выражениях. Это заставляет читателя задуматься, понять смысл. Известно, что русский поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский писал, руководствуясь системой ступеней абстракций:

конкретный человек

обобщённый человек

вещь

символ

знак (буква, звук, символ)

вектор в «ничто».

Благодаря этой системе Бродскому удавалось тормошить людей, заставлять их додумывать до логического конца. Закодированная информация в слове «летит издалека, сердца пронзая и века». Мысли превращаются в символы, которые говорят с глубокой мудростью. Мудрость же извлекается из противоречий.

«Жажда нового ищет неисчерпанных источников и гении смело кидаются в обход мимо толпы в поиске новой земли мира, нравственности и вещественности, пробивают свои стези» (А.С. Пушкин). Пушкин сам искал путь к истине. В стихотворении «Поэту» он пишет: «Дорогою свободной иди туда, куда влечёт тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум». Этому правилу Пушкин следовал всю жизнь. Вот такую способность обновлять мир мы должны развивать с учётом общечеловеческого опыта, а не замыкаться в рамках национальной культуры.

Пушкин дышал воздухом свободы. И он не мог пройти мимо движения масонства, которое оформилось в Англии в начале XVII века, без участия евреев. Масонство провозглашало права человека, свободу, равенство, братство. Масоны механически использовали некоторые элементы еврейского учения Каббала. Прямыми же предшественниками масонов, как известно, были средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых произошло название «франкмасоны» или «вольные каменщики». К евреям они не имеют никакого отношения. Масоны изображали Бога как Архитектора, прикладывающего к Земле циркуль строителя. В XVII веке число масонских лож в странах Европы стремительно росло. Интеллектуальные сообщества вступали в ложи масонов. Это стало своеобразной модой, знаком элитарности. Но в 1822 г. распоряжением Александра I все масонские ложи в России были закрыты. Следует сказать, что масоны неправильно использовали постулаты учения Каббала, и многое выглядело смешно. Пушкину не нравились некоторые ритуалы масонов. В составе масонских лож было мало евреев, так что влияние евреев на масонство преувеличено.

Тема свободы волновала не только масонов, но и декабристов. Известно, что у декабристов паролем было ивритское слово «Херут» (свобода). Вот почему Пушкина тянуло то к масонам, то к декабристам. Прикосновение к тайне понятия «свобода» — самое прекрасное и глубокое из доступных человеку чувств. Пушкин искал свой путь к свободе.

В любой эпохе имеются люди, по масштабу явно превышающие уровень обыкновенных людей. Замечательных людей много. Поколение за поколением люди старались познать мир мудрости, расширить рамки свободы, уйти от невежества. Существует связь поколений, и она осуществляется не только генетически, но и информационно (мифами, сказками, произведениями искусства, раскрывающими механизм разрешения противоречий). Например, примером для подражания может служить поведение Соломона при решении загадок царицы Савской. По приказу царицы вывели в сад 60 мальчиков и девочек. Каждому дали в руки по букету цветов. Среди цветов часть была настоящими цветами, а часть — искусственными. «Если сумеешь указать», — сказала царица Соломону, — «какие цветы настоящие, а какие искусственные, поверю, что ты, Соломон, и вправду мудрейший из людей». Посмотрел Соломон и увидел, что вьётся над цветами пчёлка. Покрутилась и села на один из букетов. «Вот настоящие цветы», — сказал Соломон. Он ввёл в действующую систему из окружающей среды пространственный элемент — пчелу. Этот приём работает и сегодня.

В сказках есть мудрость, которую надо познать. Так создаётся новое пространство, новое небо, новая земля. Разум как способность видеть противоречия был свойственен и Н. М. Карамзину, и И. А. Гончарову, и А. А. Любищеву, живших на ульяновской (симбирской) земле. Они, так же как и А. С. Пушкин, внесли весомый вклад в общую сокровищницу человеческой культуры. Связь поколений не прерывается.

И.А. Гончаров (1812–1891), псевдоним которого был «де-Лень», показал «мудрого дурака» Обломова, создавшего сонное царство и сформировавшего принципы существования этого мира (философии «покоя»):

  1. никто не работает, ничего не делает;
  2. ничего не надо узнавать
  3. главное занятие — это сон;
  4. жить без забот, никуда не стремиться;
  5. отгородиться от остального мира;
  6. отказ от участия в делах мира.

«Умный дурак», «покой или активная жизнь» — это противоречия, которые поставила жизнь.

Слова Н.М. Карамзина (1766–1826) «дикие народы жаждут независимости, а народы мудрые жаждут порядка» — это тоже противоречие, не разрешённое до сих пор. Но увидеть противоречия недостаточно. Нужно уметь их разрешать, т.е. обладать мудростью.

А.А. Любищев (1890–1972) наряду со своими научными трудами известен ещё и тем, что учитывал по системе своё время в течение 56 лет (!), а также своими рекомендациями по тактике продвижения к истине. В «Уроках самостоятельного мышления» Любищев рекомендовал подвергать сомнению общепризнанное, вскрывать тезы и антитезы, рассмотреть их и увидеть новое, которое представить на обозрение как повод для спора, сделать шаг вперёд. Это знакомый приём, не правда ли? Мы это видели у Пушкина, да и у пророков.

Основатель психиатрии Зигмунд Фрейд (1856–1939) обосновал, что в самом человеке пребывает стремление к усовершенствованию, которое приводит его на высоту этической сублимации. Фрейд лишь подтвердил то, что было отмечено в еврейском учении Тора. Но во времена Пушкина в России не было перевода Торы на русский язык. Пушкин сам познал внутренний закон синтеза противоречий. Искусство развивается за счёт применения средств, ранее считавшихся абсолютно недопустимыми, и Пушкин видел эти средства.

«В драме жизни все мы — и зрители, и актёры», гласит китайская поговорка. Но лучшие зрители делают всё, чтобы выйти за пределы комедии, убить в себе марионетку. Это было свойственно Пушкину, Карамзину, Любищеву. Пушкин активно призывал просвещать народ, бороться с косной инерцией. Гончаров призывал к добру, красоте, любви, справедливости. «Красота прежде всего», «У зла есть дно, добро — бездонно» (И.А. Гончаров). Любищев призывал разрешать противоречия на основе мудрости. Фрейд призывал вскрывать за покровом духовности глубинный пласт не осознанной мудрости, правильно воспринимать внешнее, обновлять психику (сознание).

Изменять надо то, что изменяется, т.е. психику. Все мы жалуемся на нехватку денег, здоровья, времени, но не ума. Мы боимся изменяться, мы убегаем от противоречий, а только мысль, скрытая в противоречии, побуждает нашу сонную душу к работе. Знающий истину не может совершить зло. Чтобы разрешить противоречия, необходимы знания техники мышления и знание правил мудрости.

Что такое техника мышления? «В самых общих чертах техника мышления, — утверждает профессор Поль Хейне, автор книги "Экономический образ мышления", — это некая предпосылка о том, чем человек руководствуется в своём поведении». Сегодня людей интересует только духовное, а мудрость игнорируется. Пришло время проявить интерес к мудрости.

«Кто не знает, в какую гавань он плывёт, для того нет попутного ветра» (Сенека).

Поэзия — слово греческое и означает «творю». Пушкин был творцом и «упивался», по его словам, гармонией слова и звука. Ему было присуще чувство лада. Лад (от языческого бога солнца) означает излучение света, установление мирного порядка между крайностями.

«По языку, по воспитанию Пушкин самый русский человек своего времени» (Тургенев). Гоголь называл Пушкина «русским человеком в его развитии». А развитие Пушкина шло в направлении синтеза его нравственных ценностей с мудростью — ценностью еврейского народа. Общеизвестна шкала качественных уровней изменения объекта: точка → линия → поверхность → объём → континуум. Точка — это форма (мысль). Линия — это слово-звук. Поверхность — это форма (мысль), цвет и движение пространства. Объём — это синтез пространства поэта и пространства читателя (слушателя). Континуум — это движение в пространстве (переход на новый виток гуманизации человечества по континуальной логике). А.С. Пушкин умело использовал «детали» (внутренние ресурсы) поэтического пространства на линии «слово-звук».

Поэт говорил: «я вижу некий свет». При переходе на новую ступень по шкале качественного уровня объектов истина будет ярче видна. Остаётся только догадываться, что любимый цвет Пушкина — бело-голубой, который символизирует свет. Ангелы всегда наделялись божественной силой, но человек сам выбирает добро или зло. Добро всегда нацелено на развитие жизни. Пушкин был нацелен на добро. Об этом свидетельствуют его предложения по разрешению следующих противоречий:

  1. Противоречие «благополучие при сложившемся неизменном порядке — благополучие при обновлении порядка» А.С. Пушкин предложил разрешить вводом новой формы порядка, основанного «на законов мощных сочетанье», т.е. правового государства.
  2. Противоречие «отделение Польши от России — сохранение державности России» Пушкин предложил разрешить вводом новой формы порядка, основанного на братстве, единении народов в единую семью. И поэт не боялся пойти против течения и проигнорировал критику своего друга Адама Мицкевича, ратовавшего за отделение Польши от России. Таково было мышление Пушкина, которое определяло поведение. Такова была его нравственная позиция, дух.
  3. Противоречие «вольность — свобода» Пушкин предложил разрешить развитием просвещения. Он справедливо считал, что «недостаток просвещения и нравственности вовлёк многих людей в преступные заблуждения», что «алчность к деньгам, соединяясь с жаждой наслаждения, приводит к гибели нравственности, к распаду государства». Поэт считал, что «одно просвещение в состоянии удерживать новые безумства, новые общественные бедствия».

Многие отмечали неисчерпаемую глубину, свежесть мысли и чувства у А. С. Пушкина. В результате поиска истины Пушкину открывался мир возвышенного и одухотворённого жизнепонимания. Для этого нужна умственная смелость, решимость обновить психику (сознание). А.С. Пушкин призывал интеллигенцию не прятать голову в песок, как страусы, а взять на себя ответственность за развитие истинной культуры, основанной на добре, справедливости. «Умы не могут довольствоваться одними играми гармонии и воображения» — писал поэт. Он критиковал русский стереотип «чем хуже, тем лучше». Он призывал к активной борьбе с равнодушием, с невежеством, с приоритетом религии перед разумом. Как всё это актуально звучит сегодня! Нужно на всё посмотреть по-новому.

«Размышления способствуют пробуждению в наших душах и умах высоких нравственных мыслей и устремлений» (Лихачёв). А. С. Пушкин много размышлял о путях к гармонии. «Потом опять гармонией упьюсь», — писал Пушкин. Он стремился познать мудрость перед Богом, которую развивали евреи. С этой целью Пушкин в 1828 г. начал самостоятельно изучать иврит. Об этом свидетельствует записная книжка Пушкина 1828–1835 гг. Здесь представлен еврейский алфавит.


В колеснице с Пушкиным вдвоём

Великий Пушкин нас всех
С прекрасной музой свёл
И счастьем людей он всех озарил
Прекрасное видеть научил

Столкнув конфликты меж собой
Главой ума назначил разум
Успешно разрешив конфликты
С мудростью в строфу вошёл
И путь премудрый к звёздам, к истине
Во мгле просвет увидел он

В полёте к свету
Расширил мир наш
И мы прозрели вместе с ним

Всем нам увидеть свет
Поможет цветостих – открытие моё
Лететь в поэтике вперёд
В Колеснице с Пушкиным вдвоём
И по восприятию сравниться с ним

Новаторству открывая дверь
Поэту красками выделять суждено
Все формы кругооборота энергии
В этом я вижу дальнейшее развитие поэзии

Израиль Финкель, Ульяновск, 2005

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

Hosted by uCoz