сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

И. Л. Финкель

5. 30 задач из истории еврейской культуры, имеющих противоречия

Задача 1

Противоречие:

мир бесконечен, но человек может его познать. Как быть?

Решение:

Из любой точки пространства можно очертить круг, разделяющий свет от тьмы. «В первый день Бог сказал: “Да будет свет” и отделил свет от тьмы» (Берешит). Слово «Берешит» происходит от слова «рейшит», что означает на иврите «начало». Внутри круга — светлая часть материи (Вселенная).


Задача 2

Противоречие:

Во Вселенной порядок или хаос?

Решение:

Необходима структуризация Вселенной и Земли. Как повествует Тора, Бог создал море, небо, сушу, флору, светила, морских животных, земных птиц, животных, зверей, пресмыкающихся, мужчину, женщину. В начале Земля была пуста и нестройна. Через 6 дней Бог завершил структуризацию Вселенной и Земли. Каждая «деталь» является концептуальным пространством.


Задача 3

Противоречие:

Человек должен потреблять, чтобы жить. Но не всё, что потребляется, способствует развитию жизни.

Решение:

Прежде чем что-то совершить, человек должен убедиться в том, что его действие направлено на развитие жизни. Адам и Ева, повествует Тора, пожелали съесть плод с дерева Добра и Зла. Бог предупредил Адама о том, что можно умереть, если не размышлять, если не проверять на соответствие Закону вечности (кругообороту энергии), на попадание в путь Колесницы. Адам и Ева не последовали совету Бога и решили всё делать наугад. За совершённый грех Бог изгнал Адама и Еву из сада Эдем. Бог посадил сад в Эдеме. Посреди сада росло дерево вечной жизни, а рядом дерево познания добра и зла. На рис. 7 дерево вечной жизни или путь Колесницы представлены последовательностью потоков (форм) энергии: «сшибка» потоков энергии (т. 2) → выпрямление (наведение моста через бездну или синтез крайностей) — линия (2–4) → обратная связь (дуги 4-3 и 4–6). Изгнав Адама и Еву из сада Эдема, Бог поставил у входа в сад Эдем двух ангелов с вращающимся огненным мечом, чтобы непрошеные гости не могли прикоснуться к дереву вечной жизни. На рис 7 два ангела — это сгустки энергии, это потоки энергии. При «сшибке» потоков энергии в т. 2 высекается искра, которая распространяется в виде круговой волны. Искра — это мысль (идея). Тот, кто попадает в Путь Колесницы, тот приобретает бессмертие. Для одних это безопасно, для других смерть. В Торе представлен алгоритм мышления: изменять потоки энергии → использовать внутренние ресурсы → определять инструменты → организовывать труд.


Задача 4

Противоречие:

разнообразие путей жизни или одни путь.

Решение:

Как повествует Тора, река, вытекающая из Эдема орошать сад, разделяется на четыре реки: Пишон, Гихон, Хидекель, Прат.

Река жизни Пишон означает «вытекающая из берегов», «разливающаяся», и символизирует стремление к обладанию земными ценностями. Это путь потребления.

Река жизни Гихон означает «бурная река» и символизирует страсть к чувственным наслаждениям.

Река жизни Хидекель означает «вода этой реки и вкусна и полезна» и символизирует жажду власти.

Река жизни Прат означает «давать урожай», «плодиться» и символизирует развитие жизни, духовное и физическое развитие.

Правильный путь — это река Прат. Для того, чтобы достойно жить, надо знать законы управления. «Законы управления материальным миром и духовными сферами являются функциями системы сфирт» (Адин Штейнзальц). Сфирты — это каналы восприятия информации. Человек может управлять этими каналами.


Задача 5

Противоречие:

Равновесие, гармония или хаос

Решение:

Во Вселенной и на Земле должна быть гармония. Адам означает единство тела и души, символизирует гармонию. Из-за греха Адама, повествует Тора, нарушилось равновесие, единство земного и высших миров. Выражаясь языком мистического учения Каббала, Всевышний перешёл на другой край Вселенной. Люди решили обеспечить присутствие Бога на Земле (это называется Шхина). Был создан Шатёр откровения, в котором люди, обращаясь к Богу, добивались душевного равновесия.


Задача 6

Противоречие:

Человек, совершивший зло, должен быть наказан, но лишать его жизни нельзя. Как быть?

Решение:

Человека судит совесть. Как повествует Тора, Каин в поле убил Авеля, своего брата, за то, что Бог не принял подарка Каина, а принял дар Авеля — упитанных ягнят и козлят. Бог начертал на лбу Каина предостерегающий знак в виде одной из букв своего имени. И никто не посмел убить Каина. Каин стал сам себя судить. Его стала мучить совесть. Отсюда выражение «Каинова печать». «Закон, живущий в нас, называется совестью» (Кант). Совесть стала гнать Каина в страну скитаний. Он не мог возвратиться на свою землю. Каин стал скитальцем. Зло — это отсутствие добра. Зло само себя наказывает. «Если будешь делать зло, то оно повлечёт за собой следующее зло и тебе придётся подавлять влечение ко злу, ибо это грех» (Берешит или Бытие). Камень ненависти вызывает лавину, с которой трудно бороться.


Задача 7

Противоречие:

Жизненное пространство надо расширять, но мешает психологический вектор инерции.

Решение:

Надо обновлять психику (сознание), изменять сущность человека.

Как повествует Тора, у Адама с Евой было три сына и три дочери. Ева означает «мать живущих» (Ева — вторая жена Адама). Она родила близнецов Каина и девочку. Затем: Авеля и двух девочек. Позже родился Шет.

Каин означает «приобретать». Шет символизирует заботу о Вселенной в целом. Согласно традиции, в имени зафиксировано предназначение человека. В имени Каин зафиксирован вклад в потребление, а в имени Шет — вклад в развитие жизни. Эти свойства психики передаются по наследству. Сын Каина Ханок основал город Ханок, что означает «основание».

Нельзя построить счастье, ущемляя других. Люди решили строить пирамиды, привлекая рабов. Для строительства использовались высушенные на солнце глиняные плиты. Чтобы прикоснуться к Богу, люди задумали построить город и башню, высотою до неба. Поскольку это решение не попадало в Закон вечности, Бог решил вмешаться и предотвратить неугодное ему действо. Используется внутренний ресурс системы: язык, на котором говорили Адам и Ева. Бог запутал язык, создав много диалектов, много языков. Люди перестали понимать друг друга, и город был не достроен. Недостроенный город получил название Бавель (Вавилон), что означает «путаница», а башня получила название Вавилонской. Сегодня насчитывается 6000 языков. Племена рассеялись по Земле.

Чтобы обеспечить гармонию, нужен общий язык общения. Таким языком является язык рисунков. Плакатная технология мышления реализует пробел. Человек мыслит «картинками». Перевести мысль в «картинку» — это перспективный путь развития культуры.


Задача 8

Противоречие:

Троичность или «шестиугольное» мышление

Решение:

Люди, признавая существование высшего разума, подгоняют своё мировосприятие под врождённые понятия, но при этом как бы облекают в научно выраженную форму. Например, известный учёный в области космонавтики Б. Раушенбах писал: «Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства: единосущности, неслиянности и нераздельности, что можно представить как вектор в трёхмерном пространстве. Тогда три его ортогональные компоненты и дадут образ триединства». Не нужно обладать большим умом, чтобы понять связь этого постулата с христианской религией. Здесь нарушен Закон вечности (кругооборот энергии). Должен быть не треугольник, а круг. И об этом знали древние, применяя шестиугольное мышление, где круг символизировал Вселенную, а гексаграмма делила Мир на шесть частей. Человек, прогоняя мысль по гексаграмме, попадал в Закон вечности и генерировал идеи, развивающие жизнь. Нельзя подгонять мысль под религиозные каноны. Это вредно и ведёт к застою и деградации.


Задача 9

Противоречие:

Язык должен быть неизменным и обеспечивать динамичность мышления.

Решение:

В палеолите был язык символов. Бог обозначался символом , поток воды — , поток огня — перевёрнутым треугольником , женщина — , и т.д. Язык символов не обеспечивал динамичность мышления. На смену палеописьму пришёл иврит, который привязан к учению жизни Тора. Каждой букве присвоили число. Создали науку «гематрия» о правилах извлечения смысла с помощью чисел. Так придали алфавиту жизнь и движение. Согласно гематрии, сумма чисел в слове означала смысл. Например: согласно ритуалу перед молитвой евреи надевают талит, к которому прикрепляют кисти (цицит). Цицит присвоено число 600. Число кистей — 5. Количество узлов на кистях — 8. Итого 613, что соответствует числу заповедей в Торе.

Число 6 считается счастливым и указывает материальное совершенство. Число 7 имеет особое значение, т.к. Бог отдыхал в 7-й день после сотворения мира. Число 8 символизирует прорыв в мир, стоящий выше ограничений природы.

Язык символов-чисел воспринимается на подсознательном уровне. Нужно перевести мышление с подсознания на внешний уровень (сознание). Для этого нужно усвоить язык сущностных противоречивых отношений (язык мудрецов). Например: слова «утро» и «вечер» привели к понятию «рассвет», а синтез этих слов привёл к понятию «день». Или Тель-Авив (холм весны) означает новое целое, с новой сущностью (город) и т.д. Это попадание в Закон вечности позволяет видеть полнее мир.


Задача 10

Противоречие:

Считается, что цвета располагаются в такой последовательности: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А каналов восприятия всего два. Как согласовать цвета с каналами восприятия?

Решение:

Евреи признают 12 цветов (цвайм):

  1. жёлтый
  2. оранжевый
  3. розовый
  4. красный
  5. коричневый
  6. зелёный
  7. голубой
  8. синий
  9. фиолетовый
  10. чёрный
  11. серый
  12. белый

«Евреи красили ритуальное покрывало (талит) в светло-голубой цвет (тхелет) перед тем, как облачаться в него для молитвы в синагоге» (Второзаконие, 15-38:39). В кисти талита (цицит) вплетается голубая нить. Цвет израильского флага — бело-голубой.

Цвета воспринимаются на уровне подсознания. Они напоминают о заповедях Торы. Однако восприятие цветов на подсознательном уровне не учитывает физиологию человека. Восприятие цветов должно быть организовано в антагонистические пары: красный — зелёный, жёлтый — голубой. Цветовые ощущения основываются на комбинациях цветов. Солнце, освещая завесу дождя, заставляет воду играть разными цветами. Вода сама по себе бесцветная в капле, но когда капель миллиарды, то получается красочное явление — цветовая радуга.

Самые горячие лучи — голубые, самые холодные — красные. Красные лучи легко преодолевают всякие препятствия. Путь прямых лучей в атмосфере прямолинеен. Небо имеет голубой цвет, так как голубые лучи рассеиваются в воздухе. Спектр солнечного света, включающий разные цвета, даёт белый цвет. Земля из Космоса видится в голубом цвете.

Листья имеют зелёный цвет благодаря красящему веществу — хлорофиллу, что позволяет отражать солнечные лучи.

Чёрный цвет поглощает излучения. Жаркое Солнце приводит к чёрному цвету кожи. Белый цвет отражает солнечные лучи.

Чуваши (потомки хазар) любят чёрный цвет.

Русские любят красный и белый цвета.

Северные народы любят зелёный цвет.

Африканцы любят белый цвет.

Эти ощущения на подсознательном уровне, на уровне эмоций, чувств.

Евреи любят бело-голубой цвет. Здесь учитывается функциональное назначение евреев: идти к свету (смесь цветов даёт белый цвет) и к мечте (голубой цвет).

Белый цвет символизирует чистоту души, гармонию. Если смешать на белом листе жёлтую и синюю краски, то получится зелёная. Зелёный цвет — это смесь определённых цветов, а белый цвет — смесь всех цветов. Глаз удерживает зрительную информацию всего 0,1 секунды. Смена кадров с определённой частотой (принцип кино) не позволяет обеспечить восприятие цвета в полном объёме. Нужен синтез формы (мысли), цвета и движения в пространстве, а не синтез отдельно взятых цветов. Это позволит правильно сформировать «картинку» в мозгу и усилить зрение. «Красочные эпитеты Библии говорят, в противоположность, например, гомеровским, не о форме и цвете, а о звуке и движении» (М. Бубер). По мнению М. Бубера, в Торе представлен синтез звука и движения. Человек же слышит 10%, видит 50%, понимает 90%. Чтобы усилить восприятие, надо освоить плакатную технологию мышления и синтезировать форму (мысль), цвет и движение в пространстве. Еврейская система письменности, так же, как и европейская, не рисуночна, а фонетична. Информация пропускается через уши. Пропускная способность слухового канала приёма, передачи и переработки информации в 10000 раз меньше, чем пропускная способность зрительного канала. Читая, мы прошёптываем текст, направляя информацию по слуховому каналу. Китайцы читают глазами, не воспроизводя соответствующий звукоряд. Традиция утверждает, что слово переходит в звуки на веки вечные. Это врождённое понятие. Взгляд по-новому: смысл придаёт словам бессмертие. И тогда слова обретают крылатость и перелетают через века. Понять внутренний подтекст, уяснить смысл позволяет синтез красного, зелёного, жёлтого, голубого цветов.


Задача 11

Противоречие:

Разные источники говорят о разных датах вселенского потопа, по-разному оценивают полезность мяса (например, свинины)

Решение:

Китайские источники свидетельствуют, что вселенский потоп был в XXII веке до н. э., во времена владыки Юй, прославившегося тем, что он спас китайцев от смерти в воде.

Еврейские источники свидетельствуют, что потоп был за 3800 лет до н.э. Тора (еврейское учение) свидетельствует, что потоп был при жизни Ноаха (Ноя). Как повествует Берешит (Бытие) 6-9:17, в период после 10 поколения от Адама, когда жил Ноах, мир погряз во зле. Бог решил покарать людей за допущенное зло и сделал потоп, чтобы уничтожить всё сотворённое. Нужно переосмыслять врождённые понятия. Потоп вызван изменениями геомагнитных сил. 6000 лет назад произошла катастрофа, вызванная отклонением оси Земли. Французский альпинист Фернан Наварра 6 июля 1955 г. нашёл Ноев ковчег (корабль), который согласно легенде 150 дней от начала потопа плавал в воде, а затем сел на гору Арарат (на территории Турции). Высота горы Арарат 5165 метров. Фернан Наварра взял метровый кусок дерева (шпангоута). Исследования радиоактивным методом в лаборатории показали, что дереву (дубу) 5000 лет. Ковчег находится во льду в горном озере, под снегом. Это уже ближе к 6000 годам, о которых утверждает автор на основе отклонений оси Земли. После потопа стала возрождаться жизнь. У Ноя было три сына: Шем (Сим), Хам, Иафет. От Шема произошёл Евер, давший имя «евреи». Позднее родился Нахор. От сына Нахора Фары родился Авраам — родоначальник еврейского народа. Авраам принадлежал к 21-му поколению от Адама. От Шема произошла ханаанеянка Тамар, праматерь иудейских кланов Переца и Зераха. Все цари Израиля, начиная от Давида, ведут свой род от Тамар. Чтобы повысить рождаемость, люди стали есть мясо животных. Это произошло после потопа. Чтобы не отравиться, древние разработали правила о дозволенной пище (законы Кашрута). В пищу стали брать мясо только «чистых» животных и специально обработанное. Эти правила попадали в Закон вечности, потому что они основаны на разуме и мудрости. Сегодня многое едим из того, что вредно для организма, и сами укорачиваем жизнь. Это происходит из-за незнания. Надо расширить рамки свободы от невежества.


Задача 12

Противоречие:

Кочевая жизнь или оседлая жизнь?

Решение:

Евреи избрали оседлую жизнь. Они пришли в Египет как свободные скотоводы. Однако в Египте вопреки традиции решили временных жителей (кочевников) обратить в рабство, и заставить евреев работать на изготовлении кирпичей и строительстве пирамид. В эти мрачные времена появился гениальный человек по имени Авраам, который решил объединить евреев вокруг идеи единобожия. Берешит (Бытие) 12:1, повествует, что «Бог Эль» (Бог милосердный) благословил Авраама, сказав ему: “пойди из земли твоей, из дома отца твоего в Землю, которую я укажу”, а за это, согласно заключённому союзу между Авраамом и Богом, Всевышний обещал произвести от Авраама святой народ. “Я произведу от тебя великий народ”, — сказал Бог (Бытие, 12:2).

В XVI веке до н.э. еврейский народ вышел из Аравийских степей и осел на земле предков Кнаан (Ханаан). Здесь жили семитские племена: кнаанеи, хетты, амореи, хивеи, хурриты, иевусеи. Скотовод Террах (потомок Ноя) со своей семьёй (сыном Аврагамом, его женой Саррой, племянником Лотом) перестал кочевать по берегам рек Евфрата и Тигра и поселился в городе Хоран на земле обетованной Богом. Террах прожил 200 лет. Авраам изменяет свою сущность и обновляет имя на Авраам, а Саррай — на Сарра. Вводится культ обрезания, как знак физической близости с Единственным Богом. В то время на Ближнем Востоке было распространено многобожие. Так племя Угарит преклонялось 30 богам. Авраам создал новое пространство с Единым Богом, наделённым комплексом способностей (премудростью). Авраам стал убеждать людей в необходимости признать единобожие. Дело Авраама продолжил его сын Ицхак, который родился, когда Аврааму исполнилось 100 лет, а Сарре 90 лет.


Задача 13

Противоречие:

Старый — новый порядок.

Решение:

У сына Авраама Ицхака были близнецы Яаков и Исав. Сыновья всегда были между собой в ссоре. Как повествует Тора, во время возвращения Яакова в Ханаан после долголетнего пребывания в Месопотамии, произошла следующая история: Исав ненавидел Яакова за то, что он стал наследником, использовав хитрость. Яаков решил примириться с Исавом. С этой целью он высылает в дар Исаву часть своего скота, а сам заночевал близ Пнуэля, в Заиорданье. Во время сна Иакову пришлось бороться с некто. Борьба произошла до появления зари. Некто не смог одолеть Иакова, но повредил ему бедро. На рассвете неизвестный ангел благословил Яакова и нарёк его Исраэлем, что означает «борющийся с Богом». Ангел сказал ему: «ты боролся с богом и с людьми и победил. Не Яаков должно быть впредь имя твоё, а Исраэль», — говорится в Торе. Яаков символизирует старый порядок, а Израиль — новое пространство, новый мир. Яаков прожил 147 лет. Он отличался строгостью мышления и стремился развивать жизнь.

У Яакова (Израиля) было 12 сыновей от жён и служанок Леи и Рахили (Бильги и Зильны). Имена сыновей выражали надежды Яакова (Израиля) и символизировали определённые способности для развития жизни. В те времена был обычай: одну жену брали для продолжения рода, другую — для наслаждений. От Леи пошло Иудейское царство. От Рахили — Израильское царство.

Яаков (Израиль) также разрешил противоречие между сообществом пастухов и политиков. Политиков представлял его сын Иосеф. Яаков (Израиль) сделал выбор в пользу политиков, т.к. политики могли больше сделать для развития еврейского народа. Иосеф (что означает «преуспевающий») преуспевал в области политики и торговли. Так евреи вошли в новое пространство — пространство политики и торговли.


Задача 14

Противоречие:

Вклад в потребление или вклад в развитие жизни. Жизнь или смерть. Добро или зло.

Решение:

В XIII в. до н.э. велась борьба вокруг наследия Эхнаторра, египетского фараона. Моисей не пожелал включиться в эту борьбу за богатство, а избрал путь развития жизни. Моисей был знаком с реформами египетского фараона Аменхотепа, знаком с культом Ягве медианитов, ведущих свою родословную от Авраама. Моисей упросил фараона отпустить египетских евреев, чтобы они служили ему, руководствуясь своей верой в Единственного Бога. Фараон разрешил. Моисей вступил на сцену. Это произошло к концу царствования египетского фараона Рамсеса II (1300–1235 гг. до н.э.) Моисей использовал момент, когда внутренние беспорядки раздирали Египет. Моисей решил создать свой народ. Символом единства стал букет из ветвей пальмы, мирта, ивы и плода этруса. «Я предлагаю выбор между жизнью и смертью, между добром и злом», — сказал евреям Моисей (Дварим или Второзаконие 30:19-20). «Призываю Вас, выберите жизнь, чтобы могли жить дальше вы и потомство ваше», — сказал Моисей. Евреи поверили Моисею и пошли за ним. Евреи признали Моисея своим вождём. «Человек этот Моисей был скромнейшим из всех людей, что на земле» (Числа, 12:31). Он владел разумом и мудростью и стремился развить жизнь.

Моисей послал 12 разведчиков исследовать землю обетованную, но они не справились с заданием из-за неумения мыслить. Евреи были дважды рабами: рабами фараона и рабами в душе. Чтобы выйти из рабства, Моисей повёл евреев, вышедших из Египта, по пустыне. Он водил евреев по пустыне 40 лет, чтобы изменить рабскую психологию и вывести народ на вышестоящий уровень, чтобы укрепить веру в Единого Бога Ягве («Тот, который живёт»). Исход евреев из Египта был в XIV в. до н.э. В память об Исходе евреев из Египта празднуется праздник свободы (Пасха). Моисей наделяет Бога новым именем Эль Шаддай (Всемогущий Бог). Эль Шаддай символизировал ничем не ограничиваемое могущество Всевышнего в сотворённом мире, справедливого и неумолимого судью. Во время исхода возникало много проблем. Моисей обладал способностью разрешать противоречия. Народ воспринимал решения Моисея как чудо. Так, Моисей научил использовать в пищу семена лишайника со слабыми корнями, растущего в пустыне. Ветер разносит семена и создаётся образ «манны небесной». Моисей научил преодолевать страх перед змеями. С этой целью он перенёс образ змея на знамя. Моисей научил обеззараживать воду путём бросания в воду ветвей определённого дерева. Такой же приём использовали и русские дружины. Для утоления жажды они находили бузину, рубили её и бросали в лужу. Любая лесная лужа, болотная вода быстро обеззараживалась и становилась пригодной для питья. Моисей прожил 120 лет (1224–1104 гг. до н.э.). Он остался в памяти народа как Моше Рабену (наш учитель). Все свои идеи он приписывал Богу.

При Моисее была создана Храмовая Менора с семью лампадами. При Моисее был построен Шатёр откровения (за образец взята схема Скинии). Моисей организовал присутствие Бога на Земле (Шхина). «И было в первом месяце второго года после Исхода сынов Израиля из Египта, в первый день месяца был воздвигнут Мишкан» (Исход, 40:17). Это был переносный Храм, первое культовое сооружение евреев. Слово «мишкан» образовано от корня «шаган» (обитель) и слова «шхина» (обитание). «Мишкан считался жилищем Бога на Земле» (Шмот или Исход, 40:17). Это был Ковчег, где хранились каменные скрижали. В Мишкане Моисей служил Богу. «Будьте перед Шатром откровения», — учил Моисей (Числа, 18:21). Мишкан был резиденцией Бога на Земле, обителью, святилищем. Зажигая светильник, человек освящал тьму. Так происходило мысленное общение с Богом. Люди прозревали. Рождалось откровение. «Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами то, что лежит перед нами» (Гёте). Моисей умел видеть. Он изучил «хитрости» природы. «Изучив все хитрости и уловки трассы, он знает, как покорить мир» (Экзюпери). Моисей знал, как покорить мир.

Во времена Моисей было два еврейских народа: народ Авраама и народ Моисея. У народа Авраама был Бог Элохим (Судья), а у народа Моисея был Бог Ягве или Иегова («Милосердный», «Тот, кто является причиной бытия»). Моисей объединил народы на основе общего Учения. Он ввёл Книгу Книг (письменную Тору), книгу жизни. Это случилось в 1312 г. до н.э., когда 88-летний Моисей зачитал Тору народу на горе Синай. В основу Хумаш вошли 10 заповедей, составляющих нравственный кодекс, мораль. «Заповеди есть светильник и наставление — свет и назидательные поучения, путь к жизни», — учил Соломон. «Свободен только тот, кто ведёт себя в соответствии с законом» (Авот, 6:2). Вот законы Моисея:

  1. не иметь иных Богов, кроме Эль Шаддай;
  2. не делать изваяний и изображений и не поклоняться им;
  3. не поминать понапрасну имени Господа;
  4. помнить день субботний и соблюдать его святость;
  5. уважать отца и мать;
  6. не убивать;
  7. не развратничать;
  8. не воровать;
  9. не произносить ложного свидетельства против ближнего своего;
  10. не посягать на жену ближнего и всё, что есть у ближнего.

Истину можно познать, поднявшись на гору. И Моисей поднялся на гору, где открылся ему новый духовный мир. С высоты этого мира Моисей увидел дорогу, по которой следует идти.

Скрижали с этими десятью заповедями поместили в Шатёр откровения. С вводом заповедей люди перестали поклоняться золотому тельцу — изображению быка, считавшегося культовым изображением животного, которому поклонялись египтяне (культ Аписа).

Моисей дал народу теоретические и практические навыки служения Богу. На основе Хумаш разработано Пятикнижие (письменная Тора):

  1. Берешит (В начале или Бытие);
  2. Шмот (Семена или Исход);
  3. Ваикра (И позвал или Левит);
  4. Бемидбор (В пустыне или Числа);
  5. Дварим (Слова или Второзаконие).

Со времён Моисея евреев стали называть народом Книги, духовным народом, Божьим народом. Письменную Тору называют Торат Хаим (Торой жизни). На основе Торы формировались единые нравы и обычаи евреев.

В книге «Берешит» (Бытие) рассказывается о создании мира с момента его сотворения и до того, как Яаков и его сыновья ушли в Египет и превратились в рабов Фараона.

В книге «Шмот» рассказывается о том, что Бог посылает Моисея вывести евреев из Египта и даёт евреям законы и заповеди на горе Синай.

В книге «Ваикра» дан свод заповедей для еврейских священнослужителей (коэнов), проясняющих, как следует служить в храме, как устанавливать должные отношения между людьми. Книга озаглавлена по первому значимому слову в тексте «И воззвал». Мне представляется, что выражение «воззвал» правильнее отражает суть книги. Речь идёт о том, что Всевышний воззвал (призвал) человека выработать свойства, похожие на те, которые проявляются при раскрытии Божественного Присутствия в мире, а это требует от человека активной и напряжённой деятельности, охватывающей все сферы жизни. Всевышний призвал не гадать, а размышлять по схеме: разум — мудрость — премудрость — полёт к свету — свет. Премудрость — это и есть Божественное Присутствие. Чтобы делать благо людям, надо обладать высокой духовностью, нужно войти в новый духовный мир на основе премудрости (Божественного Присутствия). Человек узнаёт своего Творца. Это делает человека счастливым, ибо в этом и заключается цель его существования.

В книге «Бемидбор» рассказывается о странствии евреев по пустыне, об их трудностях и грехах, раскрываются поучения Моисея, содержащие мудрость.

В книге «Дварим» рассказывается о том, что евреи входят в Эрец-Исраэль. В книге отражается эпоха правления иудейских царей Хизкияху и Иошияху. Название книги «Второзаконие» (Дварим) происходит от греческого перевода Торы.

Книги Торы рассматриваются как обязательства евреев расширять рамки свободы от невежества, указывать путь к миру гармонии. Эти обязательства взяли евреи на себя добровольно. Идея избранничества еврейского народа означает, что евреям предназначено нести свет людям. «Человек познаёт себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Крестьянин, возделывая своё поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных её тайн и добывает всеобщую истину» (Экзюпери).

Автор предлагает использовать инструмент творческого мышления «плакатная технология мышления» (рис. 7). Способностью приспосабливаться к изменившимся условиям обладают и животные, а человек может сознательно переводить психику на высший уровень.


Задача 15

Противоречие:

Разъединение или объединение племён.

Решение:

После смерти Моисея его ученик Бен Нун (Иисус Навин) разделил землю между старейшинами племён, но в случае нападения врага все племена объединялись под лозунгом «Война Бога за независимость еврейского народа». Выступая на войну, евреи называли себя Божьим воинством.

К 1030 г. до н.э. на территории, заселённой евреями, существовали отдельно Израильское и Иудейское царства. Территория называлась Землёй евреев (Эрец-ха-иврим) и Эрец бней Исраэль (земля сынов Израиля). В обоих царствах верили в одного Бога, но хозяйственную и политическую жизнь вели независимо. Были заключены военный союз, экономические соглашения, но всё это не защищало от посягательств врагов. Лештимляне разбили Шаула. Убиты его сыновья. Сам Шаул покончил с собой. Второй царь Израиля Давид бен Ишай из колена Иехуды решил объединить царства в одну державу. Вдохновившись этой идеей, царь Давид без помощи извне завоёвывает Иерусалим и делает его столицей державы. Царь Давид в 30 лет был помазан на царство пророком Самуилом I. «От всех, кто учил меня, я набрался разума» (царь Давид). Царь Давид завещал своему сыну Соломону: «Ходи путями Бога» (Пророки, Мелахим, 2:3). Царь Давид мудро правил 40 лет. Он написал книгу Тег̃илим (благословения Творцу). Чтобы понять пути Бога, надо попасть в Закон вечности (кругооборот энергии). Плакатная технология мышления (рис. 7) позволяет увидеть пути Бога.


Задача 16

Противоречие:

Гадание или разум и мудрость.

Решение:

Пророк Натан помазал на царство Соломона (965–928 гг. до н.э.). В Танахе (Ветхий Завет) повествуется о том, что когда Шломо (Соломон) стал царём Израиля, то ему во сне явился Бог и сказал: «Проси чего хочешь и получишь». «Боже, дай мне терпение снести то, что ты мне послал. Дай мне храбрости изменить то, что я могу изменить. Дай мне мудрости отличить одно от другого», — сказал Соломон. Он попросил мудрости и разумного сердца, чтобы «судить народ свой». Соломон стал покровителем мудрости.

Мудрость — это способность разрешать противоречия. Разум — способность видеть противоречия. Соломон видел в окружающей среде пространственный X-элемент, который можно изменять и включать в действующую систему. Так происходит расширение пространства с новым небом и новой землёй.

Примеры:

  1. Народ Авраама имел столицу Хеврон, а народ Моисея — Иерусалим. Царь Соломон перенёс столицу из Хеврона в Иерусалим, который стал столицей державы.
  2. Соломон начал обучать людей письму и чтению. Ввёл алфавитную систему письма.
  3. Соломон создал корпорацию писцов-соферов для продолжения работы над Танах (Ветхий Завет).
  4. Соломон завершил строительство первого стационарного Храма, начатого им около 953 г. до н.э.
  5. При Соломоне мудрость была включена в состав духовной культуры.
  6. Соломон создал институт судей. Судьёй назначался полководец или вождь племени.
  7. Соломон ввёл серебряные монеты, что позволило оценивать вещи и сравнивать их между собой.
  8. Соломон разрешил скупать и перепродавать земли.

Опыт Соломона обобщён в книге «Премудрость Соломона». Премудрость Соломона изучалась многими поколениями людей.

В первой части книги уделяется внимание судьбам добродетельного и порочного.

Во второй части мудрость характеризуется как метафизическая реальность, которая существует вечно. С её помощью приходит всякое решение и добродетель.

В третьей части рассматриваются казни египетские и избавление. Чудо трактуется как изменение не просто естественного порядка вещей, а самих принципов естества и воздаяние за добродетель.

После смерти Соломона царём стал его сын Рехавам в 41 год. Соломон, прежде чем принять решение, советовался со старейшинами, анализировал на попадание в Закон вечности. Рехавам не пожелал анализировать на соответствие Закону вечности. Когда Яровам бен Нават пришёл к Рехаваму со своими людьми из Египта и попросил облегчить налоговое бремя, установленное Соломоном, а взамен этого обещал служить Рехаваму верой и правдой, старейшины, служившие ещё Соломону, сказали Рехаваму: «если ты будешь сегодня слугою людям, этим и будешь служить им и ответишь им добрыми словами, то они станут навсегда твоими рабами». Но Рехавам не послушался старейшин, а стал советоваться со своими молодыми ровесниками. Молодые посоветовали Рехаваму усилить налоговое бремя, аргументируя тем, что так было всегда. Рехавам принял совет своих ровесников и совершил политическую ошибку, отклонив требование Яровама. Когда Рехавам послал своего человека собирать подати, то люди Яровама забросали его камнями и убили. Рехавам бежал в Иерусалим. Так началось противостояние Яровама с Рехавамом, которое закончилось распадом державы на два государства: Израиль и Иудея.


Задача 17

Противоречие:

Зло или добро?

Решение:

«Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правду» (Исайя, пророк, духовный вождь еврейского народа, 733–700 гг. до н.э.). Знающий не может совершить зло. Бороться со злом бесполезно. Нужен переход в новое пространство. Так, пирамиды до сих пор не устранены. Чтобы уйти от пирамид, надо войти в новый круг.

Исайя предвещал превращение Иерусалимского Храма в дом молитвы всех народов, в оплот общечеловеческого мира, в торжество справедливости, если евреи будут выполнять заповеди и не будут отступать от Завета. Это новый круг, новый мир, новое пространство.

Какая альтернатива дому молитвы? Дом мудрости. Если будет приоритет мудрости над религией на Земле, то люди будут все свои действия проверять на соответствие Закону вечности (кругообороту энергии). Действия, не согласованные с Законом вечности, могут принести зло. Зло надо предотвращать, а не искоренять. Предложенная автором плакатная технология мышления (рис. 7) позволяет прояснить, как это можно сделать. Мудрости со слов нельзя научиться. Необходима понятная всем Картина мира, рисунок. Только зрительный образ позволяет понять смысл, внутренний подтекст. Знающий не может принести зло. Будущее за добродетелью.


Задача 18

Противоречие:

Нравственное совершенство или гибель.

Решение:

«Предвидение даётся не метанием жребия и не гаданием, а разумом» (Эразм Роттердамский).

Духовный вождь еврейского народа Иеремия (Ирмияу), 680–627 гг. до н.э., призывал евреев к нравственному совершенству, призывал сосредоточить все помыслы на нравственном совершенстве, на социальной справедливости, истинном правосудии. Согласно традиции Бог и дьявол ведут борьбу между собой. Иеремия видел, что народ погряз в грехах. Увеличилось зло. Кара неминуема. Пророк говорил о будущем, чтобы порицать настоящее. Иеремия предсказал нападение Навуходоносора, чтобы покарать народ, погрязший в грехах. И это мрачное пророчество совершилось в 597 г. до н.э. Иудея пала под ударами Навуходоносора (597–586 гг. до н.э.) Израиль пал в 722 г. до н.э. от сирийского царя Саргона II. Навуходосор (Небукаднейцаром) в 586 г. разрушил святыню еврейского народа — Первый Храм в Иерусалиме.


Задача 19

Противоречие:

Идолопоклончество или разум, мудрость.

Решение:

При иудейском царе Аса (957–918 гг. до н.э.) евреи поклонялись языческому богу Приану, богу воды . Для язычника все проявления в природе — это результат действия сверхъестественных сил. Небо, земля, море, Солнце, Луна, звёзды, ветер, горы, реки и т.д. рассматривались через статуи богов. Статуи изготовлялись из дерева, камня. Люди поклонялись статуям. Евреи считали концепцию язычества ложной. При царе Иоровеам (977–955 гг. до н.э.) многие евреи молились двум богам: Богу Моисея Ягве и языческому богу Приану. Так же было и при царе Ахаве (869–850 гг. до н.э.). Жена Ахава Изевел, дочь финикийского царя города Сидона, ввела в столице Израильского царства культ тирского Баала Мелькарта — бога Солнца. По её настоянию Ахав строит в своей столице Шемран — капище Ваала и публично отправляет там культ. Ахав строит дворец из слоновой кости. Царица Изевел окружает себя 450-ю жрецами. Дочь Изевел царица Иудеи Аталия (886–880 гг. до н.э.) насаждает культ Ваала в Иерусалиме. Языческим богам приносятся человеческие жертвоприношения. Культ сопровождался весёлыми плясками. Жизнь человека ничего не стоила. Царил произвол, беззаконие. В жертву Молоху в долине Хинома сжигались дети. В X веке до н.э. в Средней Азии и Иране возникла религия зороастризм, которая быстро распространялась по земле. Согласно этой религии доброе божество Ормузд и злое божество Ариман ведут между собой войну. Это борьба Бога и дьявола. Отход от истинной веры приводил ко злу. Еврейские мудрецы считали, что такое поведение людей навлекает суровую кару на весь еврейский народ. Мудрецы объявили войну с теми, кто отходит от истинной веры. Был введён новый порядок, согласно которому запрещалось служить изображениям богов. Запретили насаждение язычества. Тех, кто не был согласен с новым порядком, уничтожали физически. Иудаизм объявлен монотеистической религией. Религиозную реформу завершил царь Хаския (724–695 гг. до н.э.). В 621 г. до н.э. израильский царь Иошияху разработал жреческий Кодекс (Второзаконие). Изменяется имя Бога с Яхве (милосердный) на Адонай (всевидящий). Люди забыли о справедливости, притесняли бедных. Нужно было перевести психику на высший уровень. И это было сделано. Люди должны были отвечать за свои поступки, бояться Бога. Адонай произносилось как «Мой Господин», «Господь». Мудрецы провозгласили, что евреи должны освещать путь народам. Вводится новый устав жреческого ритуала. Канонизируются книги пророков Исайи и Иеремии. Пропагандируется спасительная сила религиозных обрядов.

Царь Иосия продолжил дело Иошияху. Во времена царствования Иосии был обнародован сборник законов гражданского права и люди стали пользоваться своими правами. Это был прорыв в новое пространство, в новый мир. Этот прорыв стал возможен только на основе разума и мудрости. Идолопоклончество не могло привести к обновлению мира. На смену светской власти пришло влияние жрецов. В Иерусалиме власть перешла к первосвященникам. Религия взяла верх над разумом и мудростью. Изменились ритуалы богослужения. Совершился жреческий переворот. Если в 622 г. до н.э. люди верили в Бога по имени Ягве, то с 622 г. люди стали верить в Бога по имени Адонай. В 622 г. до н.э. была найдена Танах (Ветхий завет), написанная старинным текстом. Подлинность и авторитетность книги была признана первосвященником и царём Иошияху. В найденной Танах описание ведётся от Бога, именуемого то Элох, то Ягве. Жертвоприношения заменены молитвами и народными собраниями. Законы религии стали законами жизни. Повинный в злословии стал считаться грешником — человеком, нарушающим Закон. Искупить грех можно только искренним раскаянием. В это время создаётся Талмуд (хранилище еврейской мудрости). Люди стали изучать мудрость. Мудрость познаётся только в труде мышления. Этому нужно учиться. Зло противно человеческой природе. Бездействие — это ложное направление человеческой воли. Необходимо осознать, что нужно развивать жизнь в направлении к гармонии, равновесию в мире.


Задача 20

Противоречие:

Любомудрие или мудрость.

Решение:

В VII–VI вв. до н.э. в Греции был расцвет греческой культуры. Греческие мыслители Фалес, Солон, Периандр, Ксеобул, Хилон, Биант, Пит задавались вопросами жизни во Вселенной. В древней Греции заложены основы таких наук, как медицина, математика, астрономия, философия. К 510 г. до н.э. большинство городов древней Греции освободились от единовластия царей. Правила демократии с греческой спецификой: правом голоса обладали только граждане, мужчины.

Термин «философия» с греческого языка означает «любомудрие». Впервые этот термин применил Пифагор (ок. 580–ок. 500 г. до н.э.) «Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте», — считал Пифагор. По мнению Пифагора, философом можно назвать того, кто выясняет порядок в мире.

Философия рассматривает отношение сознания к материи, общие закономерности развития природы. Идеи Платона, ученика Сократа, оказали большое влияние на развитии философии. Нельзя отрывать психику (сознание) от философии. Если человек руководствуется эмоциями, чувствами, т.е. опирается на подсознание, то получается любомудрие. Подсознание позволяет видеть мир не полностью. В мозгу формируется искажённая «картинка», так как там отсутствует синтез формы (мысли), цвета и движения в пространстве. Еврейские мыслители испокон веку синтезировали форму (мысль), звук, цвет. Поэтому слова мудрецов будоражили умы. Евреи руководствовались своим учением Тора. Согласно Торе, разум — это способность видеть противоречия, а мудрость — способность разрешать противоречия. Многие изучали еврейскую мудрость. Пифагор из Самоса даже подверг себя операции обрезания, чтобы получить доступ к знакомству с тайной еврейской мудростью. Евреи не делали тайны из Торы (Книги жизни) и стремились находить противоречия во всём, разрешали противоречие методом «наведения моста» и генерировали плодотворные идеи, развивающие жизнь. Уверенность в правоте придавало попадание в Закон вечности (кругооборот энергии).

Если Гераклит (544–483 гг. до н.э.) считал, что «борьба — отец всего, царь всего», а переход от одного состояния материи в другое он называл «внутренней борьбой», еврейские мыслители развивали другое направление: поиск в окружающей среде пространственного элемента, который позволяет при соответствующих условиях расширить действующее пространство. В новом пространстве находит своё место позитивное, а негативное исчезает. Одним из методов вхождения в новый мир является синтез крайностей в единое целое.

Если Эпикур (340–270 гг. до н.э.) считал, что «погоня за наслаждениями является подлинной целью человека», а покой — наиболее разумным поведением; если Аристипп считал, что «телесное наслаждение считается конечной целью, благом, даже если оно порождается безобразными вещами», то еврейские мудрецы имели другое мнение: главная цель человека — развивать жизнь. Еврейские мыслители считали, что нельзя получать наслаждения, ущемляя других. Всякая борьба — это насилие, зло. Человек должен делать добро во вселенском масштабе. Многие мыслители греческой цивилизации понимали это. Так, Диоген (404–323 гг. до н.э.) выдвинул харизму: «всемирный гражданин», а в окружении царя Александра Македонского была выдвинута идея «человек вселенной». Евреи избрали путь духовного восхождения в новое пространство, в новый мир и в этом видели полноту жизни (лэхаим). Душевный трепет, томление души, дух творчества, расширение рамок свободы от невежества позволяли усиливать святость как выделение из природы. В Китае развивали учение о психофизике. Соединение еврейской мудрости и психофизики в единое целое позволит создать новую науку «психофилософию», в которой не будет места любомудрию, мнимой мудрости.


Задача 21

Противоречие:

Совершенный человек или невежественный человек

Решение:

Согласно Торе, в последний период 6-го тысячелетия придёт самый совершенный человек (Король-Машиях) и пойдёт по миру, оставляя следы («иквета демешиха» — следы или пятки Машияха).

По еврейскому летосчислению (3760 + 2003 = 5763 год) мир вступил в последний период 6-го тысячелетия. Мир на пороге обновления, потому что цикл — 6000 лет. Король-Машиях — это новый, совершенный человек, который приспособится к новым изменившимся условиям существования. Еврейские мыслители активизировали свои усилия, чтобы подготовить людей к обновлению психики (сознания).

В VI в. до н.э. канонизируются Дварим (Второзаконие). В это же время приступили к написанию еврейской истории. Систематизировали правила поведения в обществе. Разработаны правила формирования логических выводов. Разработаны правила провидения как Божественного озарения. Рав Аши составляет Иерусалимский Талмуд. Слово Талмуд означает «познание». Активно разъясняется текст Торы, принципы еврейской веры. Создана основополагающая книга Каббалы «Зогар», которая содержит пророчества. Одно из пророчеств — это то, что в шестом тысячелетии от сотворения мира раскроются все источники мудрости, в том числе «так называемой внешней мудрости». Другими словами, предполагается, что люди не столько увидят противоречия во Вселенной, но и научатся их разрешать для тог, чтобы развить жизнь.

Еврейские мудрецы учат, что любые действия порождают сгусток духовной энергии, который нарекли ангелом. В еврейской молитве Шма провидение и воздаяние связаны между собой круговой зависимостью. Основные принципы молитвы «Шма Исраэль» (слушай Бог наш, Господь един) и «И будет, если последуешь моих повелений».

Чтобы приблизить грядущий мир, надо идти «путями Бога», — учат мистики. Нельзя отрывать религию от мудрости. Нельзя игнорировать традиции. Человек, по определению — мыслитель, творец. Поэтому необходим приоритет мудрости над религией. Всё надо осмысливать с позиции мудрости. Вера не должна быть слепой. Человек может расширять рамки свободы от невежества. Совершенству нет предела. Будущее за мудрой религией, в которой останутся старые понятия, но смысл их будет уточнён.


Задача 22

Противоречие:

Разъединение или соединение евреев.

Решение:

В 597 г. до н.э. Вавилонский царь Навуходоносор (604–562 гг. до н.э.) напал на Иудею. Началось Вавилонское пленение евреев, длившееся 70 лет. Это был один из тяжелейших периодов истории еврейского народа. Евреев насильственно переселяли в Вавилонию, разъединяли. Осаждённый Иерусалим сдался. Царь Иехояхин со всей знатью, придворными, войнами, ремесленниками были увезены в Вавилон. Город Иерусалим разрушен. Храм прекратил богослужение и был сожжён. Элита еврейского общества уничтожена. Народ пал духом. И тут на сцену вышел Гедалия. Он призвал евреев объединиться для совместной обработки и возделывания земли, чтобы не допустить превращения её в пустыню. И люди стали возделывать поля. Возродилась еврейская община. Так создано новое пространство, новый мир и земля стала элементом новой системы, так же, как и община. Гедалия призвал евреев изучать Тору, провозгласил принцип всенародного изучения Торы. Это тоже стало новым пространством. Тора перестала быть монополией жречества. По предложению наместника Иудеи богатого еврея Нехемии, преданного царю Артаксерксу, царь уполномочивает книжника Эздру объявить законы Торы гражданским законодательством. Нехемия приказывает знати и десятой части сельских жителей Иудеи переселиться в Иерусалим, восстанавливает в 445 г. до н.э. городские стены, крепость, поддерживает Эздру в его усилиях морально возродить народ, вводит налог на содержание Храма. В 586–576 гг. до н.э. появляются синагоги. Эздра вводит в обиход чтение Торы (Хуммаш и Ктувим) в синагоге по понедельникам, четвергам и субботам. Лидерами народа стали священнослужители синагог. Эздра сам зачитывал Тору народу. Так велась работа по возрождению государство (нового пространства).

При Эздре Иерусалим получил статус религиозного духовного центра. Синагоги стали образцом культа. На смену фарисеям (хранителям устной традиции) пришли танаи (законоучители). Эздра провозгласил принципы изучения Торы. Канонизируются первые четыре книги Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемибдор). С 450 г. канонизируется Танах (письменная Тора), книги пророка Иехезкеля. Танах дополняется книгами «Пророки», «Писания» (Невиим и Ктувим). В 520–516 гг. до н.э. строится 2-й Храм в Иерусалиме. Еврейское учение стало распространяться по миру.

Христиане и мусульмане многое позаимствовали из учения Торы, из деятельности синагог. Культура — это переход в новое пространство. Сегодня в России взят курс на возрождение государства с разными национальными общинами. Объединиться можно на основе познания мудрости. Необходимо провозгласить принцип всенародного изучения мудрости, включить мудрость в состав духовной культуры. Тора не может быть монополией одного народа. Нужно преодолеть психологический барьер и уйти от негативного отношения (дескать, книга жизни Тора не нужна, поскольку это еврейское учение) к позитивному отношению (приложить наследство к жизни).


Задача 23

Противоречие:

Жребий или мудрость.

Решение:

После смерти персидского царя Кира (VI в. до н.э.) власть перешла в руки персидского шаха Дария, создавшего персидскую империю. При персидском царе Ахашвероше (Артаксерксе) главный вельможа честолюбивый министр Аман решил уничтожить евреев. Аман полагал, что евреи разбросаны по всему миру, разделены и поэтому их легко уничтожить. Аману удалось убедить царя. Брошен жребий. Исполнение приговора было назначено на 13-е число месяца Адар. Аман задумал уничтожить евреев за один день. Мудрец Мордехай, судья, решил предотвратить катастрофу путём использования мудрости. Он увидел следующие противоречия:

  1. Царь казнил свою первую жену Вашти и её место заняла еврейка, дочь Мордехая, красавица Эстер. И теперь царь желает убить всех евреев, в том числе и свою жену Эстер.
  2. Евреи разобщены физически, но духовно составляют единое целое.

Мордехай и Эстер начали действовать, чтобы разрешить эти противоречия. Способность разрешать противоречия — это и есть мудрость.

Эстер, несмотря на установленный порядок не входить к царю без приглашения, подвергая свою жизнь смертельной опасности, входит к царю и заявляет, что Аман проявлял к ней интерес и, получив отказ, решил отомстить ей путём истребления евреев, потому что она еврейка.

Мордехай обратился ко всем евреям с просьбой всем вместе просить Бога принять их раскаяние и предотвратить беду.

Царь, правильно оценив сложившуюся ситуацию (новое пространство, в котором евреи сплотились), отменил свой указ и дал команду повесить своего визиря Амана именно 13-го числа месяца Адар, которое выбрал Аман для истребления евреев. Справедливость восторжествовала. Зло само себя наказало. В память этого события евреи празднуют праздник Пурим, от слова «пур», что означает с персидского «жребий». Отношение царя к евреям изменилось. Так мудрость победила зло.


Задача 24

Противоречие:

Танах (Ветхий Завет) написан на иврите. Перевод Танах на другой язык запрещался. Царь Птоломей II решил получить перевод Танах на греческом языке.

Решение:

В Александрии, столице Египта (империи Александра Македонского), в начале III в. до н.э. в хранилищах библиотеки были собраны произведения древней Греции, Египта и Вавилонии. В Александрийской библиотеке работали великие географы Эратосфен и Страбон, математики Архимед, Евклид, Диофант, механик Герон, поэт Каллимах, астроном Аристипп, учёные Тимохарис, Аристарх Самосский, Гиппарх, Клавдий Птоломей и много других учёных. В библиотеке было 700 папирусных свитков, много произведений софистов (учителей мнимой мудрости), но не было Книги книг (книги жизни) Тора, не было информации об истинной мудрости, о которой все учёные положительно отзывались.

Царь Птоломей II (287–245 гг. до н.э.), потомок Македонского, решил заполучить перевод Танах на греческий язык. Он приказал привезти из Иерусалима 72 старца и поручил им сделать перевод. Старцы вынуждены были подчиниться царю Птоломею II, но в Святой Земле перевод Танах на другой язык воспринимался как национальная трагедия.

Старцы сделали перевод сухим сводом законов. Перевод получил название Септуагинта от латинского слова, означающего 70. Царь получил перевод 70 толковников Танах, копию учения, рассчитанную на неевреев. Перевод не заменил оригинала. Довольны были евреи и те, кто говорил на арамейском языке, родственном ивриту, кто продолжал читать Танах в оригинале. Довольно было окружение царя: наконец-то книга об еврейском учении занесена в каталоги библиотеки. Большая часть александрийского еврейства, писавшая по-гречески, с радостью отнеслась к переводу Танах: теперь неевреи смогут иметь представление об их национальной культуре и будут больше уважать евреев.


Задача 25

Противоречие:

Озарение или сознательный поиск истины.

Решение:

Мистики считают озарение делом Бога. Евреи за четыре столетия до н.э. разработали юридическую систему, исходившую из признания достоинства и равенства всех перед законом. Это новое пространство, основанное на этических началах, гуманности, любви, могло появиться на хорошо возделанной почве, при высоком уровне духовной культуры, при условии вхождения мудрости в состав духовной культуры. Здесь не только озарение, но и результат правильного мышления.

Еврейские мыслители всё время развивали духовность в широком смысле этого слова. Рабби Иохай бен Заккай учредил новый синедрион, устанавливающий очерёдность праздников. Евреи, руководствуясь своим учением Тора, не только вели свой уклад жизни (не делая никакой работы по субботам, отдыхая по праздникам, собираясь в синагогах для молитвы и чтения Торы, не поклоняясь местным богам, и т.д.), но и двигали человеческую мысль вперёд, возвышали духовную культуру. Истинная мудрость предполагает вхождение в новое пространство по правилам мудрости, а не на эмоциях. Решение, основанное на эмоциях, — это только мечта. Мечтательные натуры, опирающиеся на эмоции, получили название «платоновские». Аристотель (384–322 гг. до н.э.) предложил формализовать эмоциональное восприятие и создал силлогистику (формальную логику). Он полагал, что сможет формализовать божественное озарение. Карл Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древности». Аристотель, 8 лет воспитывавший Александра Македонского, негативно относился к софистам. Слово «софист» происходит от греческого слова «софия» — мудрость. Аристотель называл софистов «учителями мнимой мудрости» и ценил способность евреев видеть сходство в далёких друг от друга вещах, прикасаться к истине. Мудрость предполагает строгость мышления по определённым правилам, попадание в Закон вечности (кругооборот энергии), перевод психики (сознания) на высший уровень, сознательный поиск истины.


Задача 26

Противоречие:

Рабство или свобода.

Решение:

Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.), царь Македонии, полководец, пожелал, чтобы евреи своим талантом служили ему. О талантах евреев ему много говорил его учитель Аристотель. Считая себя царём Вселенной, Александр Македонский задумал эллинизировать евреев силой. При жизни царя его изображали как сына Юпитера Аммона, египетского рогатого бога.

В 331 г. до н.э. стараниями Александра Македонского Египет стал центром эллинистической культуры. В 333 г. до н.э. Македонский сокрушил Персидскую империю, завоевал Эрец-Исраэль, где жили евреи. Евреи, руководствуясь своей верой, не желали поклоняться верховному богу Зевсу, богу моря Посейдону, богу вина Дионису, богине любви Афродите и другим богам. Греческие боги считались похожими на людей, но обладающими бессмертием. Изготавливались статуи и люди поклонялись статуям. В жертву богам к статуе подносились жертвоприношения (животных). Еврейская вера считала, что бессмертия добивается сам человек своим разумом и мудростью. Евреи не желали изменить вере предков. Александр Македонский доброжелательно относился к евреям и полагал, что эллинизировать евреев можно, не проявлял особой жестокости.

Во II веке до н.э. к власти пришли жестокие Селевкиды на смену Птоломеям, которые усилили эллинизацию евреев, начатую Александром Македонским. Отменяется суббота. Внедряется культ Зевса Олимпийского. Разрушается Иерусалим. Усилилось мракобесие. На смену еврейским пророческим проповедям пришли мистические сочинения об апокалипсисе (грядущем космическом перевороте). Мистические сочинения не признавались еврейскими мыслителями. Они считались псевдоэпиграфическими и к Торе никакого отношения не могли иметь. Во II в. до н.э. греческий царь Сирии Сатрап Антиох IV Епифан усилил ещё напор на евреев. Слово «Епифан» означает «знаменитый», но народ прозвал его «умалишённым». В 175–164 гг. до н.э. Епифан запрещает соблюдение всех иудейских обрядов, запрещает изучать и преподавать Тору (учение жизни). Это был мощный удар по жизнестойкости еврейского народа. Запрещалось обрезание. Заставляли силой евреев приносить жертвы статуям богов. Насильственно вводилась греческая религия и обычаи. Начались убийства за религию, за приверженность к Торе. Антиох IV задумал уничтожить еврейскую веру. Это было беззаконие со стороны властей. «От беззаконного исходит беззаконие», — гласит еврейская мудрость. Антиох IV вмешивается в дела евреев, в назначение первосвященников. Иерусалимский храм был осквернён. В Храм поместили статуи Зевса и статуи других богов, приносили статуям в жертву свиней. Жить дальше под ярмом Сатрапа Антиоха IV Епифана стало невозможно. Это было равносильно смерти. И евреи подняли восстание. Антиох IV жестоко подавил восстание. Тысячи евреев продаются в рабство. Вместо евреев в Иерусалим поселяют греков. Под угрозой смерти евреев заставляют отрекаться от своей веры. В 167 г. Антиох IV пытается переименовать Иерусалимский Храм в святилище Зевса Олимпийского. Это вызвало новую волну сопротивления и в декабре 164 г. до н.э. повстанцам удалось занять Храмовую гору, очистить Храм от принадлежностей языческого культа. В Храме построили новый жертвенник вместо осквернённого. Восстание возглавил священник Маттафей Хасмоней со своими сыновьями. В 166 г. до н.э. повстанцами руководил третий сын Маттафея Иуда по прозвищу Маккави (молот). Его поддерживала партия хасидеев (праведных). Иуда нанёс сокрушительное поражение сирийцам. В 160 г. Иуда погиб, но он остался в памяти народа как полководец, вождь. Младший из Маккавеев Ионатан, достигший власти и сана первосвященника, был убит сирийцами в 143 г. до н.э. Борьбу за свободу возглавил второй сын Маттафея Симон, которого народ провозгласил первосвященником. С Симона началась династия Хасмонеев, правившая страной с 130 г. до н.э. до середины I века н.э. В 130 г. до н.э. создано независимое государство Израиль, просуществовавшее до 63 г. до н.э.

В честь победы народа над Антиохом IV установлен праздник Ханукка. Этот праздник символизирует победу слабых над сильными, победу праведников над нечестивцами. Ханукка означает «освящение», «обновление». Мир обновился благодаря победе евреев над Антиохом IV. Ханукка — это праздник света и радости евреев.

С Хануккой связана такая история. Главная святыня Храма — Золотая Менора, сделанная как семисвечник в соответствии с описанием в Торе, исчезла в 165 г. до н.э. Семисвечник был выкован из ценного слитка чистого золота. Из её центрального ствола выходили симметрично шесть ветвей по три с каждой стороны. Основание ствола и ветви имели украшения в виде чашечек, шаров и цветков. Верхние концы ветвей и ствола располагались на одном уровне и заканчивались чашечками для масла с фитилём. Храмовая Менора является символом еврейского народа со времён Моисея. Её изготовили в период исхода евреев из Египта одновременно с построением переносного сооружения Мишкана. Около 953 г. до н.э. был построен Первый стационарный Иерусалимский Храм вместо Мишкана и Храмовая Менора была помещена в Храм. Воины Антиоха IV похитили и уничтожили эту ценность еврейского народа. Антиох IV был уверен, что теперь-то, когда уничтожен символ еврейского народа, придёт конец евреям и еврейской вере. Но он глубоко заблуждался. Еврейская вера основана на разуме и мудрости, а не слепом поклонении символам. Вместо семисвечника изготовили новую Храмовую Менору (восьмисвечник). Это была Менора, похожая на старую, и в то же время новая. Она отличалась количеством ветвей, размерами чашечек для масла, которые были рассчитаны на горящее масло в течение 8 дней. Число 8 согласно традиции считается мистическим, трансцендентным, говорящим о вечности. Для зажигания свечей использовалось масло из плодов масличных деревьев, произраставших в Израиле с библейских времён. Миф Торы повествует, что в освобождённом Храме отыскали один сосуд с неосквернённым язычниками маслом для зажигания. Елей из этого сосуда горел 8 дней. Мифы Торы надо низводить до осмысленного факта. Елей горел 8 дней, так как содержимое чашечек обеспечивало горение в течение этого срока. И здесь нет чуда. Ханукальные свечи зажигают в дни праздника свободы Ханукка. «Я знаю, что человеку присуще верить, что можно взывать к тому лучшему, что есть в каждом из нас. Словом, лучше говорить с человеком о его свободе, чем о его рабстве. Вселять в людях надежду, а не страх — вот в чём секреты античных мудрецов» (А. Моруа).


Задача 27

Противоречие:

Старый порядок мышления или новый порядок мышления.

Решение:

Во II веке до н.э. в период римского господства существовали разные движения, партии. Это подтверждает тезис о разнообразии мышления.

Фарисеи проповедовали покорность и приспособление к власти. Политическая партия фарисеев объединяла богатых торговцев, зажиточные слои городского населения. Народ же осуждал фарисеев, и сегодня слово «фарисей» символизирует ханжество, лицемерие. Кроме фарисеев были традиционалисты, новаторы, саддукеи, ессеи и т.д.

Одни признавали пророков Исайю, Иеремию, Осию, Амоса.

Другие признавали функционирующих священников.

Третьи провозглашали суд над несправедливостью, критиковали существующий порядок, призывали к обновлению порядка.

Получили распространение разные религии: персидская (вера в Ормузда и Аримана), фригийский культ великой богини-матери Кибелы и её возлюбленного Аттиса, сирийский культ Астарты и Адониса, египетский культ Изиды и Озириса и т.д. И тут вступил на сцену иудейский книжник Шимон бен Элазар бен Сира. В 170 г. до н.э. он предложил объединиться вокруг премудрости . Написанная им стихотворная похвала мудрости известна как «Премудрость бен-Сиры». Этот сборник религиозно-моралистических наставлений в 130 г. до н.э. перевели на греческий язык. С этого времени сборник стал известен как «Экклесиаст» (проповедник). Экклесиаст — это не фамилия автора. Автор — еврей Шимон бен Элазар бен Сира. Только разум и мудрость вводит человека в новый мир, в новое духовное пространство, в новое поле деятельности. Во II_м веке было много движений, школ. Функционировали эбониты, минеи, фарисеи, назореи (сторонники обета воздержания), школы Гиллеля, Шамая и т.д.

Эссеи призывали заниматься только личной жизнью и уходили в пустыню.

Эбониты (известные как иудео-христиане) верили в Мессию Иисуса.

Минеи (христиане или верующие) утверждали, что Мессия уже пришёл на землю и даёт людям награду в жизни за гробом.

Гиллель ратовал за развитие Устной Торы. Шаммай ратовал за развитие Письменной Торы. Между Гиллелем и Шаммаем было более 350 разногласий.

Как всё это примирить? Решили объединить путём создания окончательной редакции Библейского Канона Торы. Это новое целое и объединило людей. Объединила мудрость.

«Изречения мудрых нужны, чтобы жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Соломон). «Глупцы только презирают мудрость и наставления» (Соломон). «И предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытывать мудростью всё, что делается под небом; это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём» (Экклесиаст).

Автор данной книги предлагает упростить это занятие путём плакатной технологии мышления (рис. 7).


Задача 28

Противоречие:

Вера в «сына божия» или вера в возможность совершенствовать человека.

Решение:

В I-м веке н.э. Филон Александрийский, еврейский философ (35 г. до н.э. — 40 г. н.э.) попытался объединить Ветхий Завет (Библию) с идеями Платона (Эпистокса). С этой целью Филон Александрийский вводит понятие Логоса как «сына божия». Так возникла пирамида со структурой:

Эти три лица Единого Божества «явлены в деле спасения человечества», — утверждают христиане. Дух святой олицетворяет души человеческие, как считают христиане. Евреи же считают, что человек сам строит Храм души своей, считают, что человек на основе разума формирует идею плодотворную, развивающую жизнь. Доводит эту идею до истины. Истина совершается далеко и без участия человека, но человек должен стремиться к ней, развивать вселенское зрение. Гамлюэль эль Ха-Закен, внук Гиллеля, внедрил галахическое постановление в защиту прав женщин, которое сопровождалось формулой: «всё для блага человечества». Хасиды (благочестивые) призывали соблюдать заповеди Торы. Школы Гиллеля и Шаммая существовали с 30 г. до н.э. и до 20 г. н.э.

Гиллель проповедовал терпимость, кротость, человеколюбие.

Шаммай — строгость мышления, суровость, ригоризм, педантичность, непреклонность.

И Гиллель, и Шаммай провозглашали следующие принципы справедливости:

  1. никому не вредить;
  2. приносить пользу человечеству.

Но одержала верх другая культура. в 17-18 гг. I в. н.э. возникло движение «деизм», которое объединяло людей вокруг идеи общечеловеческой рационализации на основе христианских ценностей. В 65 г. движение преобразовалось в христианство. Христианские миссионеры стали обращать людей в свою веру, под видом продолжателей еврейской веры. Был создан Новый Завет, ничего общего не имеющий с Ветхим Заветом. Евреи не признавали Новый Завет, так как он не отвечает традиции.

В 33 г. н.э., накануне Пасхи, по распоряжению Понтия Пилата был распят на кресте проповедник из Галилеи Иисус, за учинённый конфликт во дворе Храма. Иисус изгнал торговцев жертвенными предметами, опрокинул их прилавки, обвинил торговцев в том, что они превратили Божий дом в вертеп разбойников, обвинил еврейских священнослужителей в оскорблении святыни и заявил, что Храм будет разрушен. Понтий Пилат, усмотрев в действиях Иисуса нарушение порядка, несмотря на заявление Иисуса, что он происходит от царя Давида, отдал распоряжение распять Иисуса как активного возмутителя порядка. Казнь совершилась в 33 г. н.э. так, как было принято в то время. После гибели Иисуса христиане провозгласили его Богом, и к имени Иисус, что означает «Господь принесёт спасение» добавили греческое слово Христос, что означает «мессия» (помазанник, царь).

Евреи не признавали Иисуса как помазанника, царя, мессию и отождествляли Иисуса с Аттисом, Осирисом, Адонисом. Каждый из них был центральной фигурой определённого культа, олицетворял умершего и воскресшего бога.

Евреи продолжали жить, руководствуясь своим учением Тора, руководствуясь разумом и мудростью. В I-м веке н.э. всё, что было написано в канонических книгах, объявляется священным. Это книги Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств, летописи, входящие в книги Пророков (Иеремии, Иезекиля и других исторических личностей IX–XI вв. до н.э.). Пресекаются неуважительные высказывания в адрес мудрецов прошлого. Так, неуважительное высказывание Акавии бен Махалаль-эля (10–80 гг. н.э.) о двух великих богословах прошлого привело к тому, что его отлучили от еврейской общины, несмотря на заслуги.

Во второй половине I-го века — первой трети II в. н.э. проявил себя Шимаэль бен Элиша. Его причислили к семи красавцам мира за необыкновенную красоту ума, за мудрость. Элишу отличала глубокая любовь к людям. «Избери жизнь — значит избери труд», «Встречай каждого с радостью», — учил Элиша.

«Когда два стиха, как кажется, противоречат один другому, нельзя принимать компромиссное решение, пока не будет найден третий стих, подтверждающий твоё мнение» — это правило мудрости, разработанное Элишой.

Объединение христианства и иудаизма состоится тогда, когда будет создано новое пространство, новый мир. «Традиция — это прогресс в минувшем. В будущем прогресс станет традицией» (Эррио).

Чтобы войти в новое пространство, нужно освоить плакатную технологию мышления (рис. 7). Будущее — это мир гармонии, равновесия, справедливости, правды, добродетели, сплочения этносов на основе мудрости. Надо учиться мыслить по-новому. Необходимо идти к совершенству.


Задача 29

Противоречие:

Хаос или равновесие в мире.

Решение:

Арамейские племена, обитавшие к северо-востоку от Палестины, враждовали с евреями. Борьба не выявляла победителя. Во II-м веке н.э. были сделаны переводы Ветхого Завета (Библии) на арамейский язык. Переводы получили название Таргумы. Арамейский язык называют халдейским. Он близок к ивриту. Во II-м веке н.э. арамейский язык был разговорным языком (языком общения) в Палестине. Арамы и евреи — родственные народы и не было смысла враждовать. Таргумы позволили повысить общеобразовательный уровень арамов за счёт включения в жизнь нового элемента культуры. Если силой нельзя прекратить конфликты, то следует перевести психику (сознание) на высший уровень. Вот так нужно сделать для прекращения противостояния евреев и палестинцев. Мудрость позволяет создать подвижное равновесие в мире, преодолеть хаос.

«Нет такой части Торы, в которой мудрец не нашёл бы смысла. И если вы думаете, что это пустое, то это потому, что не можете найти толкования ему» (Акива, 110–135 гг. н.э.). «Люби ближнего как самого себя — в этом основа еврейского учения» (Акива бен Иошуа).

Известны правила Акивы, позволяющие познать смысл Торы. Это приёмы «умножения», «прибавления», «уменьшения», «убавления» и т.д. Нужно довести эти правила до людей.

Сократ учил, что самая главная задача человека — это знание того, что хорошо и что плохо. Если человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо — это говорит о низком уровне культуры. Нужно вносит вклад не в потребление, а в развитие жизни. Вклад в потребление вносят люди, мышление которых основано только на эмоциях, желаниях, чувствах, личных интересах.

«Мудрость — это способность предвидеть отдалённые последствия совершаемых действий, готовности пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо. Таким образом, мудрость обращена в будущее, но она относится к будущему не как гадалка, которая старается только предсказать его. Мудрый человек постарается управлять будущим» (Акофф). А будущее — это мир гармонии. Развивать жизнь можно только овладев мудростью. Вот почему надо расширять рамки свободы от невежества.

За тысячу лет человечество погрязло в невежестве. Чтобы выйти из застоя, надо освоить плакатную технологию мышления и всё сопоставлять с Законом вечности (кругооборотом энергии). Эта истина была известна в древности.


Задача 30

Противоречие:

«Демократия, насквозь проникнутая торгашеским духом, обречена на гибель» (Эмерсон, американский писатель, 1803–1882 гг.) Человек стремится обогатиться, чтобы жить достойно. Как быть?

Решение:

Сегодня нарушены правила ведения хозяйства, что называлось «экономикой». Нет политики ценообразования, амортизационной политики. Искажены принципы расчёта экономической эффективности от внедрения новой техники. Царствует показатель «прибыль». Человек включает в работу не все отделы мозга, а только те, которые близко лежат. Отсюда застой, деградация, копирование чужого опыта. Только мудрость позволяет развивать жизнь.

Пример 1. Основатель семейного банкирского дома Ротшильдов Меир Амшель из Пруссии стал богатым человеком, делая то, что нужно для своей страны Пруссии, т.е. делал с учётом Закона вечности.

На небольшом доме, в котором жил Меир во Франкфурте, висела чья-то фамильная эмблема с изображением герба. Из-за этой эмблемы Меира прозвали Ротшильдом. Однажды Меир, на приёме у принца Вильгельма, преподнёс ему в подарок свою коллекцию антикварных вещей, отказавшись от всяких наград. Меир собирал на свалках интересные вещи, приводил их в товарный вид и продавал. Он мог жить преуспевая. Но Меир мечтал продавать антиквариат за границей. Преподнося принцу Вильгельму подарок, он заверил принца в своей готовности бескорыстно служить Его Величеству. Восхищённый принц разрешил Меиру поставлять в провинцию Хасае-Ханау, подведомственную Вильгельму, антиквариат, собранный Меиром. Затем назначил его личным банкиром. По роду его деятельности была проблема, связанная с оплатой наёмников из Британии, служивших в Персии. Пираты охотились на всех путях пересылки денег и наличные забирали себе. Перевозка денег была рискованным занятием. Меир предложил не бороться с пиратами, а изменить порядок переправки денег. Он предложил принцу воспользоваться услугами своей семейной фирмы для реализации проекта и получил согласие. Вместо перевозки денег из Великобритании в Пруссию Меир предложил другую схему. Сын Меира снимает со счёта принца в английском банке крупную сумму наличными, приобретает на неё большую партию натуральных тканей и переправляет ткани в Европу, где и продаёт ткани. Из полученной выручки Меир возвращает принцу свой долг. Такую хлопко-шерстяную операцию Ротшильды проводили многократно. Деньги принца представляли фактически ссуду, которая пускалась в оборот с огромной выгодой для всех: для Пруссии, для принца Вильгельма и для семьи Ротшильдов. Так Ротшильды стали миллиардерами.

Сегодня такая операция называется спекуляцией. Но заслуга Меира в том, что он положил начало банковскому делу, банковскому бизнесу. А это уже новое пространство, новый мир, новое поле деятельности. У нас же спекуляция направлена только для удовлетворения личных интересов и не способствует развитию страны. Копируя опыт спекуляции, у нас не думают о создании нового пространства, не думают об обновлении мира. Отсюда — деградация, разрыв в доходах, конфликты.

Пример 2. Может ли небольшая фирма по доставке пиццы на дом конкурировать с крупной компанией? Как только небольшая фирма объявит о сокращении сроков доставки пиццы, то самое сделает и крупная. Как быть? В Израиле не побоялись ввести новый показатель оценок системы. В качестве такого показателя привлекли температуру в момент доставки пиццы. Фирма объявляет, что её пицца будет иметь в момент доставки определённую температуру. Таким образом появилась возможность успешно конкурировать с крупной фирмой, и механизм заработал. Сегодня в России цены растут, нет механизма конкуренции. Предложите новый показатель, позволяющий механизму конкуренции заработать. По мнению автора, можно было бы вместо показателя «прибыль» установить психо-квалиметрическую оценку поля деятельности (пространства) и установить процент отчислений в доход государства.

Сегодня же законодатели г. Ульяновска, решая задачу пополнения бюджета (а не облегчения жизни граждан), узаконили в регионе социальные нормы за электроэнергию, тарифы за превышение норм потребления жилищно-коммунальных услуг, размер которых очевидно не сбалансирован с размером пенсии. Удельный вес социальных оплат в структуре пенсии — более 30%. Вместо того, чтобы принять закон о непревышении удельного веса социальных оплат в структуре пенсии более 20% и ежегодного его понижения, узаконены правила, ужесточающие жизнь горожан. Произошла подмена задачи. А если ещё прибавить унижение горожан, которых вынуждают простаивать перед кассой в неприспособленных коридорах домоуправлений от двух до трёх часов, да ежемесячные перерасчёты и доплаты за предыдущие месяцы, то станет понятным, почему люди возмущаются, станет ясно, что «нормативный» метод взимания платы делается в интересах узкого круга людей, которые не заинтересованы менять порядок и желают получать прибыль не за счёт совершенствования организации работы, а за счёт поборов. Ведь можно же, в конце концов, заблаговременно разослать людям распечатки по квартплате (стоимость конвертов включить в оплату услуг ЖКХ). Но зачем им это делать, если проще унизить человека и получить прибыль за счёт умышленного неправомерного использования социальных норм, разработанных совершенно для других целей. Здесь налицо отсутствие разума и мудрости и неприкрытое хамство, попытка загнать людей в рабство, сделать их «куклами в строю», которыми легко манипулировать.

Нужны знания и мудрость. Без этого Россия не сможет идти вперёд, а так и будет находиться на задворках цивилизации, а законы будут отставать от жизни. В таком случае зачем нужны законодатели? Чтобы получать высокие оклады и заботиться о своём благе, делая вид, что они работают во имя народа. Народ рано или поздно прозреет и справедливость восторжествует.

«Закон не есть отражение его произвола, но отражение исторической необходимости» (Ушинский). «Законы можно достичь только изнутри» (Экзюпери). Неправильные законы отбрасывают страну назад, сдерживают развитие народа, его движение к свету. Реформы должны быть не ради реформ, а ради того, чтобы обеспечить достойную жизнь и тогда не будет возникать вопрос: куда всё девается? «Я признаю лишь один высший закон — честность и правдивость, а политика знает только выгоду» (Генрих Клейст, поэт, 1777–1811). Нельзя строить своё благополучие за счёт других. Это аморально.

Нужно изучать опыт по материалам истории еврейской культуры и овладеть искусством попадания в Закон вечности. Задача социальных выплат и задача пополнения бюджета — это две разные области и путать и нельзя. Это преступно. Закон и должен предусматривать это. Недосказанность приведёт к срыву всех добрых начинаний. Это ясно каждому.

Закон — это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями. Решение о денежной выплате социального пакета не является законом и не будет выполняться. Это очевидно. Нужно снижать расходы на оплату за электроэнергию, коммунальные услуги, цены на хлеб и т.д. или во много раз увеличить размер пенсии и заработной платы, т.е. повышать реальный жизненный уровень людей.


на первую страницу     предыдущая статья следующая статья