сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

В. Ю. Финкель, И. Л. Финкель

1. Как обновить психику человека

«Я долго молчал —
неужели и теперь промолчу, сдержусь»
(Иешаягу, VI в. до н.э.)

1.1. Почему нужно обновлять психику (сознание) человека?

В России идёт подготовка к созданию партии жизни. Евреи всегда руководствовались своим Учением жизни (Тора). Слово «жизнь» в Торе означает больше, чем просто физическое существование. Оно определяет время творческого созидания, духовного подъёма и удовлетворения. Многое можно позаимствовать из еврейского учения. Идея универсального гуманизма на планете, социального порядка, достойного человеческих существ, всегда будоражила и сегодня будоражит умы. Но сегодня нужно видеть новые великие задачи, нужно выйти из инерции привычного существования, необходимо расширить рамки свободы от невежества, насилия, зла. «Ты построил свой тихий мирок, замуровал наглухо все выходы к свету, как делают термиты. Ты не желаешь утруждать себя великими задачами, и так немало труда стоило забыть, что ты — человек. Нет, ты не житель планеты, несущейся в пространстве. Ты не задаёшься вопросами, на которые нет ответа» (Экзюпери).

Например. Создание в России национальных общин необходимо, чтобы сохранить национальные традиции, нравы, обычаи. Но увеличение количества национальных общин разъединяет общество. Как быть?

Такого класса задачи являются творческими, так как содержат противоречия. Чтобы правильно решать подобного рода задачи, необходимо обновить психику. Данную задачу можно решить путём создания интернациональных Домов мудрости, обеспечением приоритета мудрости над религией. Необходим переход из страны советов в страну мудрости. Мир меняется и человек должен на всё смотреть по-новому, но не отбрасывая духовное наследие. Мудрость нужно изучать, чтобы найти для себя модель поведения. «У нас же глупое смешенье: всегда одно другим губя, мы только мучим лишь себя» (Н. Огарёв)

«Бедность наша от глупости, а глупость от бедности» (Писарев)

«Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что-нибудь» (Л.Н. Толстой). Вот почему нужно обновлять психику (сознание).

1.2. Как обновить психику (сознание)

Человек должен говорить истинное. «Истина — это постоянный процесс уничтожения старого и возрождения нового» (Ф. Тютчев). Нужно заново начать духовный процесс, а не внедрять старое мировосприятие.

«Под обновлением подразумеваю отнюдь не накапливающиеся постепенно мелкие изменения, а нечто внезапное и грандиозное, отнюдь не продолжение усовершенствования, а переворот и перерождение. Если еврейство не намерено далее влачить призрачное существование, если ему суждено восстать к новой жизни, его дух должен обновиться, должен быть заново начат духовный процесс» (Мартин Бубер). К обновлению мировосприятия стремились не только евреи, но и М.В. Ломоносов, Н.И. Лобачевский, А.С. Пушкин и многие гиганты русской мысли. К обновлению мировосприятия стремились передовые люди всех наций. Обновление мировосприятия немыслимо без переосмысливания врождённых понятий. «Врождённым понятиям не должно верить» — учил Н.И. Лобачевский. «Кто не приобретает новых познаний, теряет и прежние» — учил еврейский мудрец Гилель. Древний китайский философ Конфуций говорил: «Человек только тогда сможет усовершенствовать мир, когда путём внутреннего самоусовершенствования обретёт гармонию и целостность внутри себя».

«Чтобы вести застольную беседу с мудрейшими, надо знать их язык» (Шеллинг). Язык мудрецов — это язык сущностных противоречивых отношений. Как утверждает Библия, славяне произошли от племени Афета, а евреи — от племени Шема (Сима), но корень-то общий. Это Ной, а Афет и Шем — это сыновья Ноя. Славянам и евреям нечего делить. Земля одна. Но до сих пор славяне и евреи противопоставляются друг другу. Говорят о толерантности, но шаги к толерантности недостаточны.

А в Китае эта проблема решена. Здравомыслящие китайцы не проявляют националистического рвения, руководствуясь своим учением буддизма — религии, не исключающей участия человека в разных религиях. Разделения происходит по принципу функциональной полезности для конкретного человека: для свадьбы удобен конфуцианский обряд, гадать лучше по «И цзину» («Книга перемен»); хоронить — по буддийским правилам. Китайцы под гаданием понимают взгляд в будущее. Прогноз будущего производится по методике фэн-шуй, предусматривающей разделение пространства на восемь секторов: четыре благоприятных и четыре неблагоприятных. Ян (положительное свойство материи) и Инь (отрицательное свойство материи) служат для выражения светлого и тёмного. Происходит превращение Ян в Инь и наоборот. Развитие китайской мысли шло на основе индукции путём накопления проверенных маленьких фактов, которые привели к диалектике с китайской спецификой. Целое формируется со свойствами, иногда противоположными свойствам элементов.

Китайский метод Ай-Чинг объединяет представления, которые были 3000 лет до н.э., о взаимодействии воды, земли, огня, о взаимопревращении материи с современными представлениями. Китайцы не отказываются от прежних представлений, а развивают их. Так сегодня в Китае уделяется внимание психофизике, равновесию умственной, эмоциональной и физической областей, умиротворяющему человека.

Каждый народ вносит свою лепту в развитие человеческой мысли.

Если основной закон буддизма предполагает Карму (действие) и воздаяние, то основной закон еврейской религии предполагает принцип: «время и будущее». Энергия не исчезает. Меняется форма проявления энергии. Основной закон еврейской религии предполагает сознательное попадание в закон вечности как кругооборот энергии. Путь Колесницы — это и есть последовательность смены форм энергии. Это и есть закон вечности.

Культ Будды состоит в вере, что судьба человека зависит от его действий в предшествующих существованиях.

Культ евреев состоит в вере, что человек способен построить мир гармонии (малхут), способен развивать благоразумие, мыслительные способности, познать внутренний и вселенский смысл явлений, способен развивать ум, способен превращать слабость в силу, поражение в победу.

Человек живёт будущим, а не прошлым. Еврейская мысль направлена в будущее. «Без веры в объективно существующую взаимосвязь явлений природы, в законы развития материального мира и без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется» (А. Эйнштейн).

«Религия служит для обозначения веры в рациональную природу реальности и является низшим уровнем сознания. Это вера в Бога, играющего в кости. Человек должен искать гармонию всего сущего, должен сделать это на основе разума» (А. Эйнштейн).

«В мире царит порядок и, следовательно, он познаваем. Нужно понять систему идей, связывающих факты воедино. Мы пытаемся создать рациональную картину мира, в котором мы могли бы чувствовать себя как дома и обрести ту устойчивость, которая недостижима для нас в обыденной жизни» (А. Эйнштейн).

«Одни изучают религию, а другие мудрость», — писал Вольтер. Сегодня же изучают только религию, а надо изучать мудрую религию. «Как человек мыслит, таков он и есть. Мы выбираем следующий мир в согласии с тем, чему мы научились в этом. Мы притягиваем в свою жизнь то, что держим в мыслях» (Ричард Дэвис Бах).

Еврейские пророки учат: «Никого и ничего не бойтесь, идите к совершенству, к справедливости, к правде».

«Надо обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова» (Белинский).

«Природа — это установленный ход явлений, а то о чём говорит Тора, приводит к его изменениям» (Иегуда-а-Леви). У евреев религия — это религия духа, дающая свет людям, направляющая жизненный путь всех людей на земле.

Устойчивость развития России можно обеспечить только расширением рамок свободы от невежества, только вхождением в новый мир.

«Мы должны знать, что в Торе записана вся мудрость мира, и не вредно изучать её людям любой нации» (Ю. Лужков).

«В поисках истины евреи черпают силу и страсть» (Мартин Бубер).

По отношению ко всем ценностям человек сам создаёт себе истину, справедливость, красоту и благо, сам по себе и по мере своей» (Фридрих Ницше).

«Мысль никогда не должна подчиняться ни догме, ни направлению, ни страсти, ни интересу, ни предвзятой идее, не чему бы то ни было, кроме фактов. Потому что для неё подчиниться — значило бы перестать существовать» (Анри Пуанкаре).

«Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целиться в несовершенство и попасть» (Т. Дж. Уотсонет).

Предлагаемые цитаты систематизированы таким образом, чтобы просматривалась объективность использования плакатной технологии мышления, которую можно применять везде. Руководствуясь этой технологией, можно решить и проблему толерантности в России. Плакатная технология мышления — это альтернатива китайскому учению буддизма. Она позволит обновить психику (сознание), заменить национальные отношения государственными, общероссийскими отношениями, поставить мужчин и женщин в равное положение, формировать «картинку» в мозгу путём синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве. «Когда мы, осмысливая свою роль на Земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы» (Антуан де Сент-Экзюпери). Наша роль на земле — расширять область света, уничтожать бесчеловечность, бесчувственность и безразличие, внедрённые во все сферы жизни и сознания.

1.3. Как изучать Тору

«Изучение Торы равноценно использованию всех остальных заповедей, вместе взятых» (Шнеур Залман, 1745-1812).

«Даже под страхом смерти мы не можем прекратить изучать Тору» (Акива).

В России о Торе узнали только в 1840 г. благодаря переводу, который сделал Леон Мантельштамм, будучи студентом.

Генрих Гейне называл Ветхий Завет «портативной родиной еврейского народа». Само слово «Тора» означает в переводе с иврита «указание», «руководство к действию». «То, что ненавистно тебе, не делай другому. В этом вся Тора. Прочее — лишь толкования» (Вавилонский Талмуд). Тора — это Книга книг, это Учение жизни. Это, своего рода «пружина», позволяющая развивать жизнь. Учение жизни (Тора) открыто для всех и объединяет людей. «Величие всякого решения состоит в том, что оно объединяет людей» (Экзюпери). Еврейский народ руководствуется своим учением Тора, и поэтому евреев называют «народом книги». Еврейская Библия включает Пятикнижие (5 книг), 21 книгу Пророков, 13 агиографов, входящих в Библейский Канон. В Библейский Канон входят 39 книг, которые религия считает «правильными», священными. В Тору входят множество неканонизированных апокрифов (книг, не относящихся к мудрости — литературе), специальная литература для священнослужителей (раввинов). В религиозный Кодекс (Талмуд) входят 35 томов, 517 глав, 613 трактатов.

И всё это внимательно изучается не только верующими людьми, а всеми, кто ценит и уважает мудрость. Древние богословы (соферим, что означает «книжники») изучение Торы сводили к подсчёту количества букв в Торе, высчитывалось сколько раз и какая буква и в какой книге встречается. Подсчитали, что в Ветхом Завете 647319 букв. Каждая буква исчислена, изучена, взвешена. Сегодня этого недостаточно. Необходимо познать мудрость Торы. В Торе приведены правдивые факты, но им придан мистический смысл. Нужно мифы Торы низвести до осмысленного факта. Гадание без размышлений у евреев не в почёте. В Торе нет примеров гадания, а есть пророчества, основанные на мудрости. Нострадамус (1503-1568) строил свои пророчества без учёта мудрости. Еврейские мудрецы считали пророчества Нострадамуса неправильными.

«Изучая Тору и исполняя её заповеди, человек там самым готовит себя к постижению высшей мудрости, чтобы удостоиться “Руах гагодеш” (святого откровения), по достижении им этого уровня меняется вся его жизнь», — считает мистик Адин Штейнзальц. 613 заповедей проверены тысячелетиями. Но человек способен сам развивать разум, мудрость и премудрость, если правильно мыслить.

Тору изучают в синагогах и самостоятельно. Согласно традиции женщины не допускаются к изучению Талмуда. 54 главы Танах (Ветхого Завета) изучают в синагогах в течение года.

«Традиция — благороднейшая свобода для тех, кто воспринимает её ясно и осознанно, но зато убогое рабство для унаследовавших её как привычку, воспринятую косно и инертно» (Мартин Бубер).

Не разрешать женщинам изучать Талмуд — это пережиток прошлого. Изучать Тору нужно всем без ограничения по возрасту, национальности, полу, вероисповеданию. Вычитывание из Торы отдельных цитат для соответствующих наставлений (мусар) и советов (эца) не всегда приводило к нужному результату. Целесообразно составить структурную схему Торы (рис. 1) и изучать по блокам.


Рис. 1. Схема Торы
где:
1.1 —
Учение Каббала (душа Торы). «Каббала — официальная теология еврейского народа» (Штейнзальц).
1.2 —
Талмуд (энциклопедия мудрости, хранилище еврейской мудрости, религиозный Кодекс).
1.3 —
Танах (Ветхий Завет или Библия, Священное Писание)
1.4 —
Мишна (законы)
1.5 —
Гемара (комментарии)
1.6 —
Хабад (еврейская философия Шнеура Залмана)
1,7 —
Хасидизм (учение о благочестии Баал Шем Това — БЕШТ)
2.1 —
Хуммаш (Пятикнижие Моисея)
2.2 —
Ктувим (Писания)
2.3 —
Невилим (Пророки)

Принципы изучения Торы определены Эздрой в VI веке до н.э. Это:

  1. изучение Торы как наставницы в жизни;
  2. изучение Торы как средство соединения с Богом;
  3. изучение ценности Торы.

Зачем нужно изучать Тору сегодня? Тору надо изучать:

  1. чтобы определить новый путь для развития жизни; на первом уровне люди изучают Тору «дабы знать путь, по которому надо идти и дело делать» (Шмойс, 18:20)
  2. чтобы разработать меры для установления мира на Земле; на втором уровне люди изучают Тору, «чтобы установить мир в мироздание» (Сифри, цит. Рамбам, 9:14)
  3. чтобы понять ценность Учения жизни;
  4. чтобы обрести душевное равновесие.

«Носитель учения Торы должен быть чист как в своих делах и поступках, так и в мыслях и желаниях сердца».

Советы взывают к разуму человека. Разум — это способность видеть противоречия, достоинства и недостатки. «Быть человеком — значит чувствовать, что ты за всё в ответе, сгорать от стыда за нищету, хотя она как будто существует не по твоей вине» (Экзюпери). Стремление устранить недостатки — естественное желание человека, но любое действие должно попадать в закон вечности.

Все книги Хуммаш (Пятикнижия) связаны между собой. Схема внутренней связи представлена на рис. 2:


Рис. 2. Схема внутренней связи книг Хуммаш

Традиция считает, что изменения материального мира — задача двусторонняя. принести духовное в мир призван мужчина. Возвысить мир, чтобы он стал духовным, должна женщина. Мужчина имеет дело главным образом с настоящим. Будущее и те, кому жить в нём — в руках женщины. Познать пути обновления мира может мужчина, а женщина должна способствовать тому, чтобы прояснилась дорога к будущему. От отца вы можете узнать, что вы должны делать. От матери — кто вы есть. Вот почему еврейство определяется по матери. В имени человека зафиксировано его предназначение. Самый важный аспект жизни Б-г вручил женщине.

«Снизойдёт на человека дух Бога, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и страх перед Богом» (Гафтара, которую читают в последний день праздника Песаха). «Поднимите ввысь глаза» и «Слушай» — принципы еврейской молитвы Шма. «И поднимались живые существа снизу вверх» (Гафтара, которую читают в первый день праздника Рош-га-шана). «К вам, мужи, взываю голос мой, к сынам человеческим» (Маймонид); «И преисполнился духом мудрости, чтобы зрячими стали слепые глаза» [Гафтара главы Брейшит, 42(5)-43(10)].

Традиция считает, что мистик — это человек, видящий разум и душу одновременно, верующий в Бога, признающий духовность как общение с Богом. Мистик общается с Богом через озарение. Мистики считают, что Бог единый сверху всё видит, записывает имена людей в книгу жизни, судит людей по их поступкам, что Бог образовал человека из праха земного и «вдохнул в ноздри его дыхание жизни и стал человек существом живым»

Прогрессивно мыслящие люди призывали переосмыслить врождённые понятия. Так Н.И. Лобачевский говорил: «Иду от Ломоносова». «Напрасно многие думают, что всё, как видим, сначала творцом создано. Такие рассуждения весьма вредны» — говорил М.В. Ломоносов. Не вдаваясь в глубину мистических понятий, нужно посмотреть на всё по-новому.

Автор предлагает следующую схему рассуждений: имеет место контакт Вселенной с энергетическим полем Космоса. В точке контакта возникает импульс. Точку контакта энергетического поля с Вселенной люди назвали Богом. Предлагается считать понятие «Бог» как носитель потока энергии, как элемент мышления. Человек способен переносить этот импульс в любую точку пространства, способен организовать «сшибку» противоречий, способен разрешать противоречия, что называется человеческой мудростью (мудростью сердца). Мудрость позволяет обрести внутреннюю свободу.

«Человеческая мудрость — это мудрость сердца» (Иехезкель, 7).

В словаре Ожегова дано такое понятие: «Мудрость — это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт»

Мудрость сердца опирается на эмоции. «У мудрого глаза в голове его» (Экклезиаст). Мудрецы заботятся о внутреннем благосостоянии общества. Высшая мудрость, которая называется Божественной мудростью, предполагает познание пути развития человечества (пути Бога, выражаясь языком мистиков). Высшая мудрость — это особая мудрость. Её называют премудростью.

«Мышление — великое достоинство и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и, чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно» (Гераклит)

В младенчестве большую роль играют чувства, а в зрелости превалирует мысль. Мысль формируется на основе противоречий. В природе противоречий нет. Они разрешаются синэргетически (самостоятельно и без участия человека). Противоречия существуют только в мозгу человека. Не надо убегать от противоречий. Надо радоваться, что они есть и разрешать их на основе синтеза противоречивых свойств объекта, выражаясь словами мистиков «наводить мост через бездну»

Мышление эффективнее, если применять геометрические символы. На стенах древних синагог можно увидеть символ:

Это мечта, вписанная в коллективную память. Гексаграмма находится в круге. Между вершинами гексаграммы просматриваются точки. Знак несёт функциональную нагрузку. В XI веке до н.э. царь Давид поместил гексаграмму на знамя государства Израиль. Знак стал именоваться Маген-Давид (Щит Давида). Моисей, поместив изображение змея на медный щит, стремился преодолеть страх перед змеями и перед фараоном. Змей в Египте — символ царской власти. Изображение змея украшало корону фараона. А чего добивался царь Давид? Царь Давид, поместив геометрическую фигуру на знамя, стремился приобщить людей к «шестиугольному мышлению», известному на Востоке с глубокой древности. Почему царь Давид поместил на знамя только гексаграмму , а не полную схему? Может быть потому, что гексаграмма является основной частью целой картины, и царь Давид решил подчеркнуть, что Израиль является частью человечества. Давид сплотил все колена в единый народ.

Вселенная — это система. Круг символизирует Вселенную. Точки делят круг на шесть частей.

В глубокой древности было обнаружено, что внешняя поверхность многих кристаллов отражает внутреннее расположение атомов в кристаллической решётке и напоминает геометрическую фигуру .


Рис. 3. Схема внутреннего расположения атомов в кристаллической решётке

Древние мыслители стали представлять Вселенную с внутренней структурой схемой , а знак стал нести мистическую нагрузку.

«Увидел я господа, сидящего на троне высоком и превознесённом и слава его напоминает Храм: серафимы стоят над ним по шесть крыльев у каждого: двумя прикрывает серафим лицо своё, двумя прикрывает ноги свои и при помощи двух летает» (Гафтара главы Итро, 6:1-7:6). Знак символизирует серафима. Считалось, что ангел (серафим) защищает человека. Но человек, по определению, — мыслитель. Вышеприведённое выражение означает, что человеку раскрылась пророческая картина (премудрость) и человек увидел невидимый новый духовный мир, куда надо идти. В знаке спрятана логика мышления предков. Числа выражают определённые соотношения структур Вселенной.

Мистики считают, что Бог создал Вселенную и Землю. «Земное было невообразимым хаосом»; «Земля была пуста и нестройна, тьма над бездною»; «Дух Всесильного парил над водой»; «Всесильный приступил к сотворению неба и земли и начал с выделения пространства видимого во тьме»; «Назвал свет днём, а тьму ночью»; «И был вечер, и было утро — день один», — так повествует Тора. Далее Всевышний создал Землю, небо, моря. По воле Бога стала произрастать зелень, трава семеносная, деревья плодовитые. Бог создал живые существа, птиц, морских животных, пресмыкающихся и, наконец, создал человека по образу своему, сотворил мужчину и женщину, чтобы «владычествовать над всем, что имеет душу живую». «Бог вдунул в ноздри дыхание жизни и стал человек живым». «Всевышний создал в небе сонм звёзд. И завершил Бог дело своё в седьмой день и благословил день седьмой и освятил его», и «почил от произведения своего, которое творя созидал» (Брейшит или В начале или Бытие). Такова «картинка», формируемая в подсознании. Отдавая дань традиции, человек в субботу, находясь в покое, подводит итоги, обдумывает что сделать на следующую неделю, как дальше обновить мир. «Картинка», формируемая в подсознании, не полностью отражает мир. Человек должен с младенческого восприятия мира перейти к более глубокому мировосприятию, свойственному зрелому периоду. В вышеописанном мифе есть ключевая фраза: «Всевышний начал с выделения пространства видимого во тьме». В каком бы месте человек ни находился, он может очертить сферу произвольного размера. Это реальность. Согласно современным космологическим представлениям пространство светлой части Вселенной представляет собой сферу. Доказано, что возраст Галактики — 10-15 млрд. лет, что Земля образовалась путём гравитационной конденсации пылевого вещества 4-5 млрд. лет тому назад, что смена дня и ночи. смена недель, смена месяцев, смена годов, смена эпох (тысячелетий) являются законами жизни. Тора описывает период, охватывающий 6000 лет. 6000 лет — это цикл обновления Земли. Мистики утверждают, что один Божественный день равен 1000 годам. И шесть Божественных дней это 6000 лет. Такое представление не наивно. Под воздействием геомагнитных сил Космоса ось Галактики «Млечный Путь» (нашей галактики), соединяющая Северный и Южный полюса, смещается в одну сторону 10000 лет, а затем 10000 лет возвращается в прежнее состояние. Северный полюс Галактики — созвездие «Волосы Вероники». Южный полюс — созвездие «Скульптор». Земля находится на дне Вселенной в стороне оси. Поэтому отклонение оси Земли составляет не 10000 лет, а 6000 лет в о дну сторону и 6000 лет в другую. Мир изменяется. Земля вращается вокруг Солнца за 12 месяцев, вращается вокруг своей оси и Солнце освещает то одну, то другую сторону. Отсюда: день — ночь.

Отклонение оси Галактики, оси Земли влияет на магнитную сетку. Происходит «переполюсовка» (инверсия). Обновляется биосфера. Сокращается период обновления клеток организма. Происходит перетекание вещества Земли от полюсов к экватору. Усиливается падение на Землю метеоритов. Усиливаются тектонические подвижки. Бурно тают ледники. Извергаются вулканы. Происходят землетрясения. Усиливается электромагнитное воздействие на Землю. Изменяется магнитосфера. Изменяется структура видимой части материи (Вселенной). Изменяется движение небесных тел. Вращается Вселенная. Ускоряется разбегание галактик. Мир обновляется, и человек не может не приспосабливаться к изменяющемуся миру. Катаклизмы приводят к сокращению продолжительности жизни. Как утверждает Тора, Адам прожил 930 лет благодаря единству тела и души, т.е. благодаря гармонии, которая обеспечивала целостность организма почти тысячу лет. «Век» считался 1000 лет. Слово «Адам» означает «человек». Третий сын Адама, Шет, прожил 912 лет. Имя его указывает на связь человека с Вселенной. Энош, сын Шета, прожил 905 лет. Кейпан, сын Эноша, — 910 лет. Магальэль, сын Кейнана, — 962 года. Метушелах, сын Ханока, внук Йереда — 969 лет. Лемех, сын Метушелаха — 777 лет. Ноах (Ной), сын Лемеха — 950 лет. Начиная с сыновей Ноя (мир изменившийся привёл к сокращению продолжительности жизни) люди стали жить меньше. От Шема (Сима) произошли семиты. От Хама произошли хамиты. От Афета произошли афиты (арийцы).

Доказано, что организм человека — это микрокосм, что клетка изменяется 90 раз. Это соответствует продолжительности жизни 110-120 лет. понятие «век» уточнилось: не 1000 лет, а 100 лет.

Во времена до Ноя небо было красным и весь растительный мир жил в багряно-красных тонах. Начиная со времени, когда жили сыновья Ноя Шем, Хам, Афет, небо стало голубым и весь растительный мир жил в зелёных тонах. Произошёл переход с одного витка развития Вселенной на другой, с одной системы координат на другую. Этот процесс шёл плавно. Авраам, сын Тераха, родоначальник еврейского народа, прожил 175 лет (1857-1652 г. до н.э.).

Один из действительных членов Академии наук Франции после кропотливых вычислений пришёл к выводам, что у Адама рост достигал 37 м 73 см, а у Евы 36 м 19,5 см.

Продолжительность жизни 1000 лет, высокий рост предков говорят о том, что в прошлом люди были духовно и физически выше нас. Время сжало и продолжительность жизни и рост. И здесь причина кроется во вращении Галактики вокруг оси времени, а также в изменении точки отсчёта. Известно, что кошка растёт 1/6 часть своей жизни, и возраст соотносится с человеческим 1 к 7. Человек растёт 25 лет. Раньше росли высокие деревья, т.к. была повышенная влажность на высоте. Известны и животные, жившие долго. Смена отсчёта жизни — это смена системы отсчёта.

Процессы, происходящие внутри организма, и процессы, происходящие в Космосе, имеют общую основу. Мельчайшие частицы аминокислот белка имеют спиралевидную форму, и галактики перемещаются в пространстве по спирали. Общая основа и есть то целое, которое объединяет и аминокислоты белка и галактики. Человек стремится познать это целое, чтобы развивать жизнь на Земле. Это требует объединения людей. После всемирного потопа Ной, как гласит библейская легенда, разделил всю землю между тремя сыновьями: Иафету достались северные и западные страны, Шету — восточные страны, Хаму — южные страны. Люди стали разобщёнными. Как объединить людей? Необходимо объединить людей, организовать выделение человека из природы к общему целому. Еврейские мудрецы процесс выделения из природы называют святостью, духовностью. Святость надо усиливать. Её нельзя уменьшать. Чтобы развивать жизнь, надо попадать в закон вечности. После потопа люди стали больше есть мясо животных, чтобы повысить рождаемость. Но если не проанализировать мясо на предмет соответствия закону вечности, то можно принести вред организму. Поэтому еврейские мудрецы учили соблюдать правила Кашрута (правила о дозволенной пище). Мясо животных должно быть обработано по особым правилам и в пищу годится мясо только «чистых» животных. Разработана особая методика обеспечения равновесия в организме (свана). Так пробивалась дорога человеческого знания. На этом пути были и ошибки. «Пробивая дорогу человеческого знания сквозь чащи невежества, Аристотель (384-322 г. до н.э.) оставлял на этой дороге огромные валуны роковых заблуждений и потребовался небывалый по смелости и упорству труд учёных многих поколений, чтобы сбросить эти валуны на обочину истории. Достаточно вспомнить, что Аристотель отрицал вращение Земли, допускал самозарождение живых организмов, благословил алхимию своей убеждённостью в том, что различные вещества могут превращаться друг в друга. Какая бездна сил ушла на сокращение этих ложных истин» (Ярослав Голованов). Аристотель, древнегреческий философ IV в. до н.э., ученик Платона, многое сделал для развития человеческой мысли, но там, где он не попадал в закон вечности, его идеи не прошли проверку временем.

Символом еврейского народа Израиля является Храмовая менора. Графическое изображение Храмовой Меноры представлено на рис. 5:


Рис. 4. Графическое изображение Храмовой Меноры

Храмовая Менора воплощена в металл при Моисее (1352-1232 г. до н. э.)

Шесть ветвей и ствол Меноры символизируют:

  1. сотворение Мира за шесть дней, а седьмая ветвь (ствол) — субботу
  2. дух мудрости, дух предвидения, дух понимания, дух силы знания, дух постижения Бога, дух трепета перед Богом
  3. шесть частей света, а средняя ветвь — небо;
  4. семь богов планет: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Считалось, что эти планеты управляют жизнью. (Даже в алфавите нашла отражение буква «шин» (шн) «ש», которая символизирует графическое обозначение бога Сатурна). Сейчас известны 10 планет Солнечной системы. Пришло понимание, что закон вечности включает: дух разума, дух мудрости, дух предвидения, дух премудрости, дух полёта к истине, дух мира гармонии.

Храмовая Менора оформлена в виде полукружий, и, зажигая свечи, предполагается, что свет проникает в пространство, и тьма отступает. Считалось, что святость начиналась в Иерусалимском Храме, где была установлена Храмовая Менора. Разрушение первого и второго Иерусалимских Храмов вызвано нежеланием считаться с точкой зрения евреев. Все желают, чтобы центр развития мира находился на территории своего государства. Конструкция Меноры наводит на мысль, что человек видит только половину пространства. Символом русского еврейства может служить конструкция, символизирующая достижения в развитии еврейской мысли. Еврейские учения Хабад Шнеура Залмана и хасидизм Баал Шем Това (БЕШТ) разработаны 240 лет тому назад русскими подданными. Оба учения внесли радость в жизнь евреев России. Графическое изображение новой конструкции Храмовой Меноры представлено на рис. 6.


Рис. 5. Графическое изображение новой конструкции Храмовой Меноры

ОБЖИЗНА — это аббревиатура русских слов «Обновляющее жизненное начало», т.е. психика (сознание). Это — новый путь для развития жизни.

Хабад, хасидизм, ОБЖИЗНА, малхут вместе образуют ансамбль «Духопись».

Малхут — это преддверие Гаолам-га-ба (грядущего мира). Национальная идея евреев: построение мира гармонии (Малхут). Без ОБЖИЗНы нет и Малхут. В учении «ОБЖИЗНА» должны найти отражение проблемы разбегания галактик, проблемы, связанные с мудростью, с переводом психики на высший уровень, должны быть разработаны меры для установления мира на Земле.

Логика мышления выводит на мысль, что одновременное разбегание галактик обусловлено притяжением к Центру, который далее назовём магнитоидом. Магнитоид находится за пределами Вселенной, в тёмной части материи. Магнитоид, подобно звезде Вернер 1 или Солнцу в Солнечной системе, излучает энергию и притягивает галактики. Поэтому магнитное поле как бы «вморожено» в Космосе. Противоречие «сбегание — разбегание» галактик говорит о существовании закономерности, которую надо познать. Гравитация — это реальность. Поэтому следует говорить не о падении в в «чёрную дыру», а о полёте звезды в континууме под воздействием магнитоида.

Древние мудрецы учили строго мыслить по схеме: нефеш — руах — нешама — йехида — хая. От слова «хая» произошло имя Хава (Ева), означающее «дающая жизнь». Душа — это не субстанция, а символ нравственного начала. Душу надо возвышать мыслями.

Предлагается графическое изображение души (рис. 7), напоминающее «внутреннего человека», которого надо взрастить.


Рис. 6. Графическое изображение «внутреннего человека»

где в терминах учения Каббала:

1   —
нефеш (новое сознание)
2   —
руах (работа ума)
3   —
нешама (условия)
4   —
йехида (согласование)
5   —
хая (жизнь).

Функции йехиды следует дополнить синтезом формы (мысли), цвета и движения в пространстве, так как так работает мозг человека. Тору следует изучать не только как сборник религиозных заповедей, но и как учебник мудрости.

Мистики считают, что слова Торы входят в подсознание того, кто «ходит под Богом», кто следует велениям Бога, кто соблюдает 613 заповедей. Так, Ноах — учит Тора — ходил под Богом и поэтому был им вознаграждён: Бог своевременно повелел Ноаху сделать ковчег из дерева гофер с клетками, покрыть его внутри и снаружи смолой, взять на ковчег «из всего живого по двое от каждого вида: самца и самку, а чистых животных и птиц по семь». А когда «ветер утих, и унялась вода» и ковчег сел на мель (на гору Арарат), то Всевышний навёл Ноаха на мысль послать голубя, чтобы определить, где находится Земля. Моисей организовал присутствие Бога на Земле (Шхину), создал первое переносное храмовое сооружение — Шатёр откровения. Затем в последующие годы строились Храмы, синагоги, в которых изучались основы жизни: любовь, строгость, красота, смирение, связь с Богом. Однако человек слышит 10%, видит 50%, делает 90%, реализует 20% своих возможностей. Чтобы повысить ресурс человека, надо обеспечить полноценную работу обоих полушарий мозга, увеличить функциональную организованность человека, перевести мыслительный процесс с подсознания на уровень сознания, от восприятия мира на основе чувств к восприятию формы (мысли), цвета и движения в пространстве. Глаза находятся в мозгу. Надо усилить зрение. Для этого нужно найти во внешней среде пространственный X-элемент, который изменяется, включить его в действующую систему. Так происходит переход в новое расширенное пространство, в новый мир, где есть новое Небо и новая Земля. Так, если пространственным изменяемым элементом в Космосе будет магнитоид, то просматривается галактикоцентрическая система координат, которая включает гелиоцентрическую систему координат.

Если кора головного мозга задействована фрагментарно, то действия не попадают в закон вечности. Так, люди задумали построить город в стране Шинар и башню высотой до небес. К тому времени люди научились вместо камней использовать в строительстве кирпичи, которые обжигали, а вместо глины использовать горную смолу. Поняв намерение людей, Бог приостанавливает строительство города и башни. Всевышний смешал речь. Люди перестали понимать друг друга. Строительство приостановилось. Люди рассеялись по Земле. Город получил название Бавель (Вавилон), что означает «недостроенный» [Брейшит или В начале или Бытие, 11(7)-11(9)]. Замысел построить башню высотой до неба не попал в закон вечности. Прежде чем приступить к строительству башни, нужно было определить противоречие, организовать сшибку противоположных свойств, провести синтез крайностей. Способность видеть противоречие называется разумом. Противоречие для вышеприведённой задачи выглядит так: человек стремится подняться до небес, чтобы поговорить с Богом, но технически изготовить башню нельзя. Как быть? Решение: долететь мысленно до Бога. Для этого нужно дать душе старт на взлёт. Это возможно. При определённых условиях человек как бы слышит голос Бога. «И услышал, как голос Бога Всесильного проходил в саду в прохладу дня и скрылся с женою своею от Бога Всесильного среди деревьев». «И воззвал Бог Всесильный к человеку и сказал: “Где ты?” И сказал он: “Голос твой услышал я в саду и убоялся так как я наг и скрылся”» [Брейшит или В начале или Бытие, 3(8)-3(11)]. Голос возникает при столкновении противоречивых потоков энергии. В Торе упоминается, что Бог открывается при урагане, буре, ветре, т.е. при «сшибке» физических потоков энергии. Возникает звуковая волна, которая распространяется в пространстве и воспринимается как голос Бога. Звук проникает в сердце человека, что побуждает обращаться помыслами к Богу. Работает только подсознание. Учитываются только чувства, эмоции. В подсознании формируется не реальная «картинка». То же самое происходит, если берётся во внимание только цвет. Так Моисею Бог открылся в цвете куста ежевики, куст которой «пылал огнём, но не сгорал». Тора повествует, что Моисей пошёл посмотреть почву, на которой рос куст.

У египтян Солнце считалось богом Ра, который давал жизнь. Солнце изображалось как источник, имеющий человеческие руки, посредством которых передавалась жизненная энергия. Солнечные лучи не только давали жизнь, но и могли спалить живое. Люди боялись бога Ра. Евреи также боялись своего невидимого Бога. Страх, боязнь возмездия — это стадия духовного развития, свойственная детям в возрасте от 3-х до 13 лет. Высшая стадия духовного развития заключается в том, что человек перестаёт быть человеком с повреждённой психикой. Нельзя, чтобы стереотипы шли впереди мозгов. Необходим приоритет мудрости над религией. Тора — это учебник мудрости. Изучая Тору, надо в мифах видеть мудрость. Ценность Торы — в мудрости. Так, Тора повествует: «Насадил Всесильный сад в Эдене с Востока и поместил там человека, которого он образовал». «Произрастил Бог Всесильный из земли всякое дерево приятное на вид и хорошее для еды и дерево жизни посреди сада». «Река, орошающая сад в Эдене, разделяется на четыре главные реки: Пишон, Гихон, Хидекель, Прат». «Река Прат — река жизни». «Рядом с древом жизни в саду Эдем (Эден) росло дерево вечной жизни». Адам и Ева не захотели познавать «дерево жизни» и Бог изгнал их из сада Эден. «И поставил Всесильный к востоку от сада Эдема ангелов и пламенный меч, вращающийся для охранения пути к дереву жизни».

Это вербальная Картина Мира. Дерево вечной жизни символизирует кругооборот энергии (закон вечности). Ангел символизирует сгусток духовной энергии. «И заповедовал Бог Всесильный человеку, сказав: “От всякого дерева с сада можешь есть. От дерева же познания добра и зла, от него не ешь, ибо как только вкусишь от него, должен умереть”» [Брейшит или В начале или Бытие, 2(12)-2(17)]. Другими словами, Бог предупреждает человека, что любое действие, не согласованное с «деревом вечной жизни», может иметь пагубные воздействия. У человека, не умеющего правильно мыслить, возникает образ настоящего дерева с корнями, с листьями. Он не видит в метафоре истинного смысла. В подсознании формируется «картинка» на основе чувств, эмоций. «Чтобы зрячими стали слепые глаза» нужно от вербального описания Картины Мира перейти к плакатному описанию, что позволит организовать мыслительный процесс, отвечающий физиологии мозга. Мозг синтезирует форму (мысли), цвет и движение в пространстве в один образ. Одна область мозга отвечает за форму, другая — за цвет, третья — за движение в пространстве. Образ — это результат и идеальная форма отражения предметов и явлений природы. Плакатная технология мышления позволит развить благоразумие, позволит испытать мудростью всё.

Смена старого порядка (вербального описания мира) новым порядком (плакатным описанием мира) актуальна. Надо готовиться к переменам: научиться правильно читать, научиться воспринимать по-новому врождённые понятия, научиться обрести душевное равновесие.

Анри Моруа (1885-1967) рекомендует звездообразный метод чтения, при котором читатель расширяет круг интереса, двигаясь в разных направлениях, как бы по лучам звезды — от основной книги или сюжета. Упоминание о том, что евреи согласно ритуалу красили ритуальное покрывало (талит) в цвет «тхелет» [Второзаконие, 15:38-39], побудило автора углубиться в изучение роли цветов в жизни евреев. В третьем тысячелетии до н.э., во времена цивилизации шумеров (древних семитов), использовались глина, мел, уголь, сколы камня, которые окислялись, камни разных цветов. Затем научились производить красители. Красили шерсть, полотно, шёлк. Особое отношение евреев к окраске текстиля определялось влиянием религиозных законов. Окраска текстиля была преобладающим ремеслом евреев ещё в библейский период во времена Судей в XII в. до н.э. и во времена царя Шаула (XI в. до н.э.). Красители применялись шести цветов:

Любимый цвет евреев — светло(бело)-голубой.

Финикийцы (древние семиты) получали аргаман и тхелет из ракушек, собранных на побережье Средиземного моря. В Тире, приморском городе древней Финикии, природную пурпурную краску добывали из моллюска багрянки (пурпурной улитки). Талаат Шани изготавливали из крови насекомых, напившихся дубового сока [Шаббат, 9:5; Мегила, 4:7]

Индиго, рикпа, гоца получали из растений.

Согласно ритуалу в кисть талита вплетается голубая нить. Евреи любят надевать голубые галстуки. Голубой цвет символизирует 10 заповедей Бога, символизирует стремление к гармонии.

Изучая Тору, следует постигать внутренний смысл символов. Например. «Заключу я союз мой с вами, чтобы впредь не была истреблена всякая плоть от воды, потопа. И сказал Всесильный: вот знак союза на вечные поколения». «Радугу мою помещаю я вот в облаке». «И будет, когда наведу облако на землю, появится радуга в облаке». «Когда облако над шатром сыновья Израиля двигались в поход» [Брейшит, 9(8)-9(14), Бемидбор, 9(18-23)]. Радуга — это символ мира. Форма лука напоминает радугу. Слово «кештет» на иврите одновременно обозначает «радугу» и «лук». Поворачивая лук дугой к себе, еврейские лучники давали знать противнику, что желают мира и проявят снисхождение и милосердие.

Евреи всегда применяли язык примет. Всё, что служило развитию жизни, записывалось в Книгу жизни (Тору). Изучая Тору, целесообразно систематизировать приметы. Например: если в небе облака, то день обещает быть не жарким и удобно отправляться в поход.

Притчи позволяют понять Тору. Наставления всегда представлялись в притчах, рассуждениях и апеллировали к авторитету Торы. Целесообразно самостоятельно составлять по материалам Торы притчи. Чтобы лучше закрепить в сознании понятия Пишон, Гихон, Хидекель, Прат, можно составить собственную притчу. Например:

«В разное время Всевышний пригласил царя Ахава, царя Файтуна, племянники Филона Александрийского и царя Соломона. Бог предложил высказаться каждому о том, чего им не хватает в жизни.

Ахав (869-850 г. до н.э.) изъявил желание обогатиться. Всевышний дал ему такую возможность обладать земными ценностями и направил его по реке жизни Пишон. Ахав построил дворец из слоновой кости. Река Пишон означает “выходящий из берегов”, и Ахав выделился из окружающего мира путём построения небывалого дворца.

Файтун изъявил желание познать всех женщин. Бог дал ему возможность удовлетворить страсть к чувственным наслаждениям, разрешив ему осуществить право первой ночи, и направил его по реке жизни Гихон, что означает “бурная река”.

Племянник еврейского философа Филона Александрийского (35 г. до н.э. - 40 г. н.э.) пожелал власти и Всевышний дал ему возможность стать прокуратором Иудеи и направил его по реке жизни Хидекель. Название Хидекель состоит из двух слов: “хад” (острый) и “каль” (лёгкий). Хидекель означает “вода реки вкусна и полезна”. Племянник Филона Александрийского стал возглавлять одно из римских подразделений Тита Флавия (9-79 г. н.э.). Но вопреки иудейскому мировоззрению принял участие в разрушении Иерусалима во время осады в процессе Иудейской войны 66-73 г. Он думал только о том, чтобы было “вкусно и полезно” только для себя.

А Соломон попросил у Всевышнего мудрости, и Бог направил его по реке жизни Прат. Всевышний наделил Соломона мудростью. “Прат” происходит от слова “пара”, что означает “давать урожай”, “плодиться”, “орошать землю”. Соломон стал царём Израильско-Иудейского царства (X в. до н.э.). И у него появилось всё: богатство, женщины, власть, слава. К Соломону приезжали учиться цари других стран. Например, посещала его царица Шева (Савская) и т.д. И сделались Соломону понятными людские помыслы, их деяния, повадки животных, их язык. Соломон много полезного сделал народу».

Многие верующие не могут разъяснить суть таких важных понятий, как Пишон, Гихон, Хидекель, Прат и поэтому не могут приложить наследство к жизни. Мудрецы всегда считали богатство пылью и призывали учиться мудрости, вносить вклад не в потребление, а в развитие жизни. 613 заповедей — это результат разрешения противоречий, обобщающих тысячелетний опыт людей.

«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего» (М. Сервантес).

Еврейские мудрецы считают историю паралипоменоном, так как человек живёт будущим, а не прошлым. Перечисление дат свершения событий в прошлом не обеспечивает широту мышления. Нужно больше размышлять. При Моисее на Египет обрушались бедствия: то тысячи лягушек заполняли страну, то мошкара тучами покрывала страну, то сильный град выпадал, то налетала саранча, пожиравшая урожай, то Солнце скрывалось с небес, то палящие лучи сжигали всё живое и т.д. Ничего так просто не случается. Есть причины, вызывающие бедствия. Евреи понимали эти причины и предлагали меры борьбы с бедствиями. Чудес не бывает. «Учение без размышления — вредно. Размышление без учения — опасно» (Конфуций). Вот почему надо освоить язык мудрецов.


на первую страницу     предыдущая статья следующая статья